Сибирские огни, 1962, № 9
Сначала Вишнякова думала, что Гашек шутит. Но он тут же достал из своей сумки номер газеты, издаваемой в чехословацком корпусе. В ней на видном ме сте был напечатан приказ о предании Гашека суду. Позже я ознакомился с содержанием этого приказа. Много лет спустя он был опубликован в Праге, в сборнике «Ярослав Гашек в фотографиях». Постановление, принятое в Омске 25 июня 1918 года, гласило: «Полевой суд чехословацкого войска издал на основании предложения обще ственного обвинителя приказ об аресте Ярослава Гашека, бывшего члена редак ции «Юмористической газеты» в Праге, бывшего добровольца 1-го чехословац кого полка Яна Гуса, редактора «Чехослована» в Киеве, члена редакции газеты социал-демократов коммунистов «Походень» в Москве, организатора чехословац кого красного войска в Самаре...» Всем солдатам и офицерам корпуса вменялось в обязанность арестовать Га шека и под сильной охраной доставить его в полевой суд. По мнению Вишняковой, Гашек был не только выдающимся 'фельетонистом, замечательным оратором, но и одаренным актером. — Какие мимические сценки он разыгрывал! — продолжала Вишнякова,— Помню, незадолго до нашего отъезда из Челябинска, после затянувшегося парт собрания, когда все чертовски устали, кто-то из товарищей попросил Гашека рас сказать про эсеров. Точнее, не рассказать, а показать. Гашек вышел на сцену и, засучив рукава гимнастерки, разыграл поединок эсера с самим собой: одной рукой он отдавал землю крестьянам, другой—забирал ее. Конец поединка Гашек изобразил с таким выражением лица, что усталость как рукой сняло: всепокати лись со смеху. Гашек любил театр. Все интернациональные митинги, которые он устраивал, назывались митингами-концертами. Так было на Урале. А в Сибири, начиная с Омска, он занялся организацией интернациональных театров. Вишнякова пом нит, что в Омске Гашек привлек для этой цели одного венгерского актера и ре жиссера, которого Красная Армия освободила из концлагеря. — Как его. фамилия? — К сожалению, фамилии в моей голове не держатся. Знаю, что этот чело век был неплохим организатором — так о нем говорил Гашек. Он помогал вен герскому артисту формировать труппу, хлопотал о помещении. — Театр был создан в Омске? — Точно сказать не могу. Поарм в Омске находился неделю, самое боль шое — две. Иду в Омский областной архив. Там мне показали записку, посланную Гаше ком 8 декабря 1919 г. в театральную секцию Губнаробраза. «Ввиду необходимости учреждения интернационального театра для 30.000 иностранцев в гор. Омске, который бы своей чисто социалистической программой работал на культурно-просветительном поприще среди иностранных масс, секция политотдела V армии просит оказать всяческое содействие тов. Мадьяру Эрвину, организатору интернационального театра». Значит, организатором интернационального театра, о котором рассказала старая большевичка, был Эрвин Мадьяр. В Омске я искал его следы: просмотрел старые театральные афиши, рылся в делах омского губнаробраза и, в конце концов, обнаружил интересный документ. Название многословное и нескладное, но любопытное: «Доклад иностранных ра бочих искусств, находящихся в городе Омске, об основании театра интернацио нального характера». Объясняя, зачем в Омске нужен такой театр, какие цели он преследует, Э. Мадьяр писал по-русски (мы сохраняем его стиль): «Главная же цель всех пролетариев свергнуть во всем мире капиталистиче ское иго. Для завершения этой цели нужны борцы из народов всего мира. Наши соотечественники, пострадавшие одинаково как от своего, так и от иностранного капитала, должны узнать, раньше, чем они домой поедут, по чьей вине они стра дали, и как они должны поступить в будущем. А эту цель можно достигнуть че рез поучительную, просветительную агитацию. Одним из агитационных средств служит сцена. Для того, чтобы она действительно служила для этой цели, нужно представлять, главным образом, драмы или пьесы социального значения». Кроме доклада, других документов выявить в Омском архиве не удалось. Эрвин Мадьяр умер в пятидесятых годах. Оставался выход: искать тех, кто играл в этом театре, кто присутствовал на его спектаклях. Омский историк Николай Колмогоров дал мне адрес одного из них — Ишт- вана Ковача, бывшего технического работника театра, ныне пенсионера. Ковач —• земляк Мадьяра. Оба в мировую войну попали в русский плен, оба были освобождены частями Красной Армии и позже, женившись, осели в Си бири.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2