Сибирские огни, 1962, № 9
— A-a, Гашек! — воскликнула она и представила его мне, новому сотрудни ку редакции. — Знакомься, Диман, это наша «производственная база»! Мы обменялись рукопожатиями. Фамилия Гашек мне тогда ничего не гово рила. Засыпкина же знала Гашека и всю его родословную. Познакомилась она с ним еще летом восемнадцатого года под Казанью. Перекинувшись со мной несколькими словами, Гашек подсел к Яну Грунту, но разговор все время нарушался — приходилось отбиваться шутками от насе давших сотрудников. Я, как новичок, не был в курсе редакционных шуток, но по всему было вид но, что Гашек в карман за словом не лезет. Отвечает так, что волей-неволей за хохочешь. Воспоминания Яна Яновича изобиловали любопытными деталями. — Спустя несколько дней после нашей встречи,— продолжал Диман,— мы с Верой Засыпкиной возвращались домой в вагон. Шли вдоль поезда. Редакция с типографией стояли на последних путях, за ними уже степь. Дверь одного из ва гонов полуоткрыта. Засыпкина заглянула в вагон: «Хозяева дома?» Не дожидаясь приглашения, она поднялась по сходням и потащила меня за собой. В полутемно те узнаю Гашека. Рядом с ним его жена Шурочка. Под жилье Гашеки заняли угол вагона. В «квартирке» уютно. Сразу чувству ется женская рука. Несколько табуреток, столик. Коек нет, их заменяют кипы бумаги. Болтаем о том, о сем. Шура занята домашними делами и не принимает уча стия в нашей беседе. Незаметно разговор перешел на «женский вопрос». Засып- кину хлебом не корми, ей только дай «женский вопрос»’! Гашек, по ее мнению, как вообще все мужчины, эксплуататор и поэтому всю домашнюю работу взвали вает на плечи жены. Гашек, лукаво прищурив глаза, ждет —■заступится за него Шура или нет? Шура не согласна с такой характеристикой. — Позже вы с Гашеком встречались? — спрашиваю у Димана. — И не один раз. Уфа была отбита у белых летом девятнадцатого года. Ти пография нашей армейской газеты расположилась на одной из центральных улиц города. Представьте себе кабинет Гашека — просторная светлая комната с письменным столом посредине и большим окном-витриной на улицу. Ярослав Ро манович — именинник, радостный ходит по кабинету. Он в том же защитном френче, в котором я его видел в Кротовке, с той же полевой сумкой на тоненьком кожаном ремешке. С нею он не расставался. Говорят, что в сумке он хранил ка кие-то ценные записи. Может быть, это были «заготовки» для будущего Швейка. Трудно сказать, но думается, что это именно так. — Вы говорите, что это было летом? — уточняю я. — А день Ярослава, как известно, чехи отмечают ранней весной. — Вы меня не поняли. Гашек ходил по кабинету именинником, потому что- в тот день в армейской газете был напечатан его блестящий фельетон, разоблача ющий «святое войско». Диман поставил правильную оценку этому фельетону, назвав его одним иэ лучших. Он был написан на злобу дня. Когда колчаковский фронт трещал по всем; швам, адмирал вынужден был объявить всеобщую мобилизацию. В этом ему по могло реакционное духовенство: в городах и селах устраивались молебны, крест ный ход. Из церковнослужащих и монахов формировались дружины «святого креста». Появление этого фельетона для всех сотрудников, и особенно для Димана, тогда еще молодого журналиста, было сенсацией. Он восторгался, как мастерски и остроумно умеет писать «производственная база», какой искрящийся юмор, ка кая едкая сатира на новоявленного правителя «всея Руси», на реакционное духо венство! — Не помните, Ян Янович, как назывался этот фельетон? — Простите, запамятовал. — Могу назвать точно: «Дневник попа Малюты из полка Иисуса Христа»'— и тут же достаю из папки, где собраны копии фельетонов и статей, написанных Гашеком по-русски (папка все время со мной в пути), запомнившийся Диману фельетон. Ян Янович читает. Первые строчки из «Дневника» вызывают на его лице мягкую улыбку. — Да, это тот самый фельетон,— обрадованно подтверждает он. Перечитывая фельетон, он смеялся так же, как смеялся сорок лет тому назад, когда в первый раз прочел его в армейской газете. 1 Этот фельетон был напечатан в «Красном стрелке» 9 июля 1919 года. Он несколько раз включался в гашековские сборники, выходившие в разные годы в Москве. И каждый раз издатели почему-то упускали сделанную автором очень важную пометку: «Материал взят из подлинника».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2