Сибирские огни, 1962, № 9

Уфимскую, Челябинскую губернии. В феврале 1922 года Феликс Эдмун­ дович писал своей жене: «Месяц моего пребывания и работы в Сибири научил меня больше, чем весь предыдущий год, и я внес в ЦК ряд предложений». Так, на опыте Сибирских железных дорог Дзержинский убедился, что институт комиссаров в НКПС уже изжил себя. ЦК партии поддержал' его предложе­ ние о ликвидации института комисса­ ров. За счет этого был укреплен адми­ нистративно-управленческий аппарат, непосредственно занимавшийся органи­ зацией транспорта. Зима 1922 года была снежной. Бура­ ны нарушали нормальную деятельность железных дорог. Феликс Эдмундович предложил создать при Сибревкоме и губкомах снеготройки из представите­ лей Губисполкома, ГубЧКа и округа путей сообщения. В морозный февральский день на станции Новониколаевск состоялся вос­ кресник. Двести человек очищали 14-й путь от снега. У каждого из пятидесяти вагонов, поданных под погрузку, рабо­ тали четыре человека. В одной из чет­ верок с лопатой в руках трудился и Фе­ ликс Эдмундович Дзержинский. Кончилась суровая зима 1922 года. Надо было изыскать семена и срочно доставить их на земли Поволжья. Ф. Э. Дзержинский издал приказ № 17 — семенные грузы должны были перево­ зиться вне всякой очереди. Все непро­ довольственные перевозки в Россию временно прекращались. Не пропуска­ лись воинские и санитарные поезда. Задание партии выполнялось успеш­ но. Всероссийский Центральный Испол­ нительный Комитет высоко оценил дея­ тельность трудящихся Сибири по выпол­ нению продналога и оказанию помощи голодающим Поволжья и вынес им бла­ годарность. Деятельность экспедиции Ф. Э. Дзер­ жинского в Сибири положительно ска­ залась и на сибирских делах: улучши­ лась работа административно-управлен- ческого аппарата в промышленности и на транспорте, сократились затраты, повысилась производительность на пред­ приятиях и грузооборот на транспорте, оздоровлена обстановка в деревне. Владимир Ильич Ленин постоянно следил за работой экспедиции, давал необходимые указания. В письме к жене 7 февраля 1922 го­ да Дзержинский писал: «Сегодня Гер- сон (секретарь Дзержинского — И. К.) в большой тайне от меня, по поручению Ленина, спрашивал Беленького о состо­ янии моего здоровья, смогу ли я еще оставаться здесь в Сибири, без ущерба для моего здоровья». Будучи в Сибири, Ф. Э. Дзержинский еще раз убедился в том, что основные силы партийных, советских и хозяйст­ венных работников должны быть не в центре, а на местах, там, где решается судьба хозяйственного строительства. «Я пришел к неопровержимому выводу, — писал он из Новониколаевска, — что главная работа не в Москве, а на ме­ стах, что 2/3 ответственных товарищей и спецов из всех партийных (включая и ЦК), советских и профсоюзных учреж­ дений необходимо перебросить из Мо­ сквы на места. И не надо бояться, что центральные учреждения развалятся. Необходимо все силы бросить на фабри­ ки, заводы и в деревню, чтобы действи­ тельно поднять производительность тру­ да. а не работу перьев и канцелярий». Феликс Эдмундович Дзержинский, находясь на больших и ответственных постах государственного масштаба, оста­ вался скромным и простым в личной жизни. Он неоднократно подчеркивал: «Мы, коммунисты, должны жить так, чтобы широчайшие массы трудящихся видели... что мы слуги народа, что победой революции и властью мы поль­ зуемся не для себя, а для блага и счастья народа»1. В Сибири его видели в скромном во­ енном костюме и красноармейской ши­ нели. Питался он тем же, чем питались другие. Не разрешал и обслуживать его. И таким он был всегда. Он не терпел бесполезной траты времени на заседа­ ния. Всякий раз, когда замечал какие- либо неполадки, обращал на это внима­ ние товарищей. В одной из записок на имя членов коллегии ГПУ Феликс Эд­ мундович писал: «Полагаю, что уже пришло время, когда можно и следует упразднить персональные машины, в том числе и мою... Если есть одна пер­ сональная, то будет всегда и больше. Надо упразднить это, а пользование ма­ шинами сократить максимально»2. Необходимость борьбы с автомобиль­ ными излишествами Дзержинский усматривал как с точки зрения эконо­ мии общенародных средств, так и с точ­ ки зрения воспитания у людей скромно­ сти в поведении. «Борьба с излишества­ ми важна потому, — подчеркивал он,— что в нас внедряется чувство ответ­ ственности и сознания, что наша Рес­ публика нуждается сейчас в самом бе­ режливом отношении ко всему народно­ му имуществу и средствам». Эти слова Ф. Э. Дзержинского имеют значение и в наши дни. Жизнь и деятельность Ф. Э. Дзер­ жинского останутся для нашего поколе­ ния примером верного служения великим идеям Коммунистической партии. И. К о м о г о р ц е в , кандидат исторических наук. •А . Х а ц к е в и ч . Солдат великих боев. Минск, 1961, стр. 335. 2 А. Х а ц к е в и ч . Ук. соч., стр. 336.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2