Сибирские огни, 1962, № 9
Уфимскую, Челябинскую губернии. В феврале 1922 года Феликс Эдмун дович писал своей жене: «Месяц моего пребывания и работы в Сибири научил меня больше, чем весь предыдущий год, и я внес в ЦК ряд предложений». Так, на опыте Сибирских железных дорог Дзержинский убедился, что институт комиссаров в НКПС уже изжил себя. ЦК партии поддержал' его предложе ние о ликвидации института комисса ров. За счет этого был укреплен адми нистративно-управленческий аппарат, непосредственно занимавшийся органи зацией транспорта. Зима 1922 года была снежной. Бура ны нарушали нормальную деятельность железных дорог. Феликс Эдмундович предложил создать при Сибревкоме и губкомах снеготройки из представите лей Губисполкома, ГубЧКа и округа путей сообщения. В морозный февральский день на станции Новониколаевск состоялся вос кресник. Двести человек очищали 14-й путь от снега. У каждого из пятидесяти вагонов, поданных под погрузку, рабо тали четыре человека. В одной из чет верок с лопатой в руках трудился и Фе ликс Эдмундович Дзержинский. Кончилась суровая зима 1922 года. Надо было изыскать семена и срочно доставить их на земли Поволжья. Ф. Э. Дзержинский издал приказ № 17 — семенные грузы должны были перево зиться вне всякой очереди. Все непро довольственные перевозки в Россию временно прекращались. Не пропуска лись воинские и санитарные поезда. Задание партии выполнялось успеш но. Всероссийский Центральный Испол нительный Комитет высоко оценил дея тельность трудящихся Сибири по выпол нению продналога и оказанию помощи голодающим Поволжья и вынес им бла годарность. Деятельность экспедиции Ф. Э. Дзер жинского в Сибири положительно ска залась и на сибирских делах: улучши лась работа административно-управлен- ческого аппарата в промышленности и на транспорте, сократились затраты, повысилась производительность на пред приятиях и грузооборот на транспорте, оздоровлена обстановка в деревне. Владимир Ильич Ленин постоянно следил за работой экспедиции, давал необходимые указания. В письме к жене 7 февраля 1922 го да Дзержинский писал: «Сегодня Гер- сон (секретарь Дзержинского — И. К.) в большой тайне от меня, по поручению Ленина, спрашивал Беленького о состо янии моего здоровья, смогу ли я еще оставаться здесь в Сибири, без ущерба для моего здоровья». Будучи в Сибири, Ф. Э. Дзержинский еще раз убедился в том, что основные силы партийных, советских и хозяйст венных работников должны быть не в центре, а на местах, там, где решается судьба хозяйственного строительства. «Я пришел к неопровержимому выводу, — писал он из Новониколаевска, — что главная работа не в Москве, а на ме стах, что 2/3 ответственных товарищей и спецов из всех партийных (включая и ЦК), советских и профсоюзных учреж дений необходимо перебросить из Мо сквы на места. И не надо бояться, что центральные учреждения развалятся. Необходимо все силы бросить на фабри ки, заводы и в деревню, чтобы действи тельно поднять производительность тру да. а не работу перьев и канцелярий». Феликс Эдмундович Дзержинский, находясь на больших и ответственных постах государственного масштаба, оста вался скромным и простым в личной жизни. Он неоднократно подчеркивал: «Мы, коммунисты, должны жить так, чтобы широчайшие массы трудящихся видели... что мы слуги народа, что победой революции и властью мы поль зуемся не для себя, а для блага и счастья народа»1. В Сибири его видели в скромном во енном костюме и красноармейской ши нели. Питался он тем же, чем питались другие. Не разрешал и обслуживать его. И таким он был всегда. Он не терпел бесполезной траты времени на заседа ния. Всякий раз, когда замечал какие- либо неполадки, обращал на это внима ние товарищей. В одной из записок на имя членов коллегии ГПУ Феликс Эд мундович писал: «Полагаю, что уже пришло время, когда можно и следует упразднить персональные машины, в том числе и мою... Если есть одна пер сональная, то будет всегда и больше. Надо упразднить это, а пользование ма шинами сократить максимально»2. Необходимость борьбы с автомобиль ными излишествами Дзержинский усматривал как с точки зрения эконо мии общенародных средств, так и с точ ки зрения воспитания у людей скромно сти в поведении. «Борьба с излишества ми важна потому, — подчеркивал он,— что в нас внедряется чувство ответ ственности и сознания, что наша Рес публика нуждается сейчас в самом бе режливом отношении ко всему народно му имуществу и средствам». Эти слова Ф. Э. Дзержинского имеют значение и в наши дни. Жизнь и деятельность Ф. Э. Дзер жинского останутся для нашего поколе ния примером верного служения великим идеям Коммунистической партии. И. К о м о г о р ц е в , кандидат исторических наук. •А . Х а ц к е в и ч . Солдат великих боев. Минск, 1961, стр. 335. 2 А. Х а ц к е в и ч . Ук. соч., стр. 336.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2