Сибирские огни, 1962, № 9
они шли через Сибирь, не услышали об этом от сибиряков, если последние хорошо знали о Дежневе? Наконец, как можно утверждать, что власти и жители Сибири хорошо знали о плавании вокруг Чукотки, если об этом не знали сибирский гу бернатор, а также воеводы Иркутска, Якутска и Охотска; не знали такие исследо ватели, как Чириков, Лужин, Козыревский, Львов, Татаринов, Шестаков; не зна ли такие замечательные мореходы, как Мошков, Треска, Невейницин, Бутин и Буши, которые значительную часть своей жизни провели в Охотске и на Камчат ке и которые участвовали в экспедиции Беринга. Чтобы доказать, что в Сибири хорошо знали о плавании из Колымы в Ана дырь, Л. С. Берг ссылается на некоторые карты, на которых материки показаны раздельно и есть надписи о плавании через пролив. Но он умалчивает о ряде карт, изображающих материки соединенными сушей, не ограничивающих «Ше- лацкий нос», неверно передающих Аляску и т. д. А таких карт немало. Особенно интересна из них «Карта Якуцкая и Камчатцкому мысу...» Мало того, что на ней Чукотка соединена с Аляской, но в тексте сказано; «Между теплым и студеным морями, и иноземцы им сказывали, что и з м о р я в м о р е ч р е з т о ю з е м л ю п р о л и в а не з н а ю т » . А. В. Ефимов справедливо указывает, что в 1710—1711 гг. служилые люди и промышленники рассказывали о ряде неудачных попыток обойти Чукотку. «Рождалось сомнение, кончается ли Азия полуостровом или же «необходимый» (из-за льдов) нос — это перешеек, соединяющий Азию с какой-либо другой зем лей»1. И уж совсем ошибочным является утверждение Л. С. Берга о том, что «ко времени 1-й Камчатской экспедиции Беринга 1725—1729 годов не только в Си бири, но и в Западной Европе было уже хорошо известно, что Азия не соединяет ся с Америкой». Подобное утверждение делает плохую услугу для чести русских людей, превращая в простаков таких выдающихся деятелей, как Петр I, и таких замечательных ученых, как Чириков. Свой вывод ученый сделал на основе двух анонимных иностранных карт с путаными и неправильными надписями, которые исходят из карты Страленберга. Было бы неправильным преувеличивать значе ние карты Страленберга или противоположных ей карт. Наличие в картографии того времени двух взаимоисключающих тенденций отражало тот объективный факт, что не было еще неопровержимо доказано существование пролива между Азией и Америкой. Все тогдашние карты передавали северо-восток нашей страны на основе устных расспросов. Но, . как гласит китайская поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для этого-то и была организована Первая камчатская экспедиция во главе с Берингом. Отправив в Петербург рапорт и обстоятельные соображения о дальнейшем пути, моряки снова обращаются к текущим делам. Первой их заботой остается обеспечение заготовки припасов и своевременной доставки их в Усть-Кут. Так как почти все продовольствие предстояло заготовить в Иркутской провинции, Беринг посылает в Иркутск отношение с соответствующими требованиями о заготовке и доставке продуктов, а также с просьбой приказать якутскому воеводе пригото вить 300 лошадей и 1000 пар сум для вьюков, расчистить дорогу от Якутска до Охотска, устроив вдоль нее зимовья и заготовив сено. В течение всей экспедиции Беринг снова и снова поднимал вопрос об устройстве дороги. Другая забота была связана с Якутском, где находился гардемарин Чаплин. В письмах якутскому воеводе и Чаплину Беринг спрашивал о подробностях доро ги до Охотска, на Камчатку и через нее, просил к приезду экспедиции заготовить все «годное и по настоящей цене, а паче чтоб суды на Ламе2с поспешением стро ить, дабы в предбудущее лето 726 году нам с мастеровыми людьми доехать до Камчатки». Вот таким легким рисовался ему путь. Ошибся он всего на год. В декабре Беринг отправился в Иркутск, как он сам объяснял «для совету с ыркутским воеводою». Но советы, видимо, затянулись, и он пробыл там всю зи му. Нужно думать,- что не последним соображением были удобства зимовки в крупном городе, куда Беринг взял с собой и лекаря, лишив остальных членов экспедиции медицинской помощи. В марте Беринг вернулся в Илимск. К 20 апреля вскрылась Лена. Спустили на воду дощаники, построили лодки. 8 мая Беринг и Шпанберг на восьми дощаниках отправились вниз по Лене к Якут ску. Большая же часть команды во главе с Чириковым осталась в Усть-Куте до жидаться доставки муки с Илги и из других мест. Однако 1 июня, так и не до ждавшись этой муки, отряд Чирикова на семи пустых дощаниках отправился в Якутск, куда и прибыл через шестнадцать дней. От Якутска начался новый этап продвижения экспедиции на Восток. 'Л . С. Б е р г указан, труд., стр. 110. 2 Л а м а — Охотск по-тунгусски.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2