Сибирские огни, 1962, № 9
затем с тяжелыми вещами обойти вокруг Камчатки морем. Выгоду этого вари анта Беринг видел, помимо прочего, в том, что не нужно будет брать с собой на Камчатку плотников и провиант для них. Жизнь внесла существенные коррективы и в этот план. В Охотск экспедиция добралась не летом 1726 г., а гораздо позже — Беринг в октябре этого года, Шпанберг в январе 1727 г., а его последние грузы и отряд Чирикова летом 1727 г. В Охотске ожидали застать готовыми два судна, но не застали ни одного. Леса для постройки двух судов в Охотске не нашлось, поэтому достроили одно судно, и на нем начальник экспедиции не решился обойти Камчатку морем. Суд но для плавания на север строили уже в 1728 г. в Камчатке, и поэтому всех плот ников пришлось брать с собой. В остальных пунктах документа говорилось о морском и сухопутном пайке, о причинах высокой стоимости переездов. При этом Беринг призывал в свидете ли людей, которые хорошо знали тамошние условия и находились как раз в Пе тербурге (упомянутый выше лейтенант Софонов и «якуцких служилых людей полководец Афанасий Шестаков»). В последнем, девятом пункте подчеркивалась относительность всех этих планов и указывалось: «как подлинно имеем следо вать, до прибытия моего в Якуцк подлинно расположить не могу, ибо должен ствую стараться и избирать способ, дабы излишнего в проезде не истратить». Для истории экспедиции «Расположение о пути...» имеет исключительно важное значение. Дело в том, что историк А. С. Полонский, писавший об экспе диции более 100 лет тому назад, безапелляционно заявил, что Беринг уже на пол- пути к Камчатке знал, что между Азией и Америкой существует пролив. Для подтверждения этого историк привел следующую выдержку из какого-то донесе ния Беринга, посланного в Петербург якобы из Енисейска. «Ежели бы определе но было идти с устья Колымы до Анадыря, где пройти всемерно возможно, о чем новые Азийские карты свидетельствуют и жители сказывают, что преж сего сим путем хаживали, то могло б быть исполнено желаемое с меньшим коштом»'. Мне ние Полонского было принято некоторыми учеными и довольно широко распро странилось в литературе. Из советских ученых к этому мнению присоединились Л. С. Берг , М. С. Боднарский3, А. И. Андреев4 и В. И. Греков5. Но версия По лонского, видимо, у многих исследователей вызывала недоверие, и хотя послед нее не было высказано в литературе, большинство авторов не сочло возможным присоединиться к Полонскому. В самом деле, о плавании морем вокруг Чукотки в приведенной цитате го ворится: «преж сего сим путем х а ж и в а л и » . Но глагол «хаживали» означает: «ходили неоднократно». А ведь хорошо известно, что плавание здесь было совер- ш6Но только один раз, и честь этого плавания, как и великого открытия, связан- ного с ним, принадлежит русским мореходам во главе с Дежневым. Кроме того, если Беринг знал о наличии пролива и даже о том, что им «неоднократно хажива ли», то, опрашивается, зачем тогда вообще нужна была его экспедиция? Полонский не сделал ссылки на источник. Поэтому, чтобы проверить приве денную им цитату, требовалось пересмотреть груду архивного материала. Пишу щий эти строки поставил перед собой задачу изучить все основные документы экспедиции и найти источник злосчастной цитаты. Ни в рапортах Беринга, и в том числе в единственном рапорте, посланном из Енисейска (4 августа 1725 г.), ни в журналах Чирикова и Чаплина, ни в каких-либо других документах, свя занных с пребыванием в Енисейске, не было ни одного слова о плавании из Ко лымы вокруг Чукотки. И все же сплошное изучение архивных материалов по могло Выяснилось, что источником послужило «Расположение о пути...». Однако дословное сличение цитаты с первоисточником показало, что Полонский проделал чудовищную фальсификацию. Вот текст первоисточника6. «А ежели мне при от правлении моем из Санкт-Питербурха определено было иттить сухим путем от устья Колымы реки до устья ж реки Анадыря, где пройти надеюсь, (возможно), о чем иные (новые) азийские карты свидетельствуют, а наипаче здешние жители сказывают что прежде сего сим путем хаживали, то надеюсь могло б исполнено быть желаемое гораздо меньшим коштом». Не останавливаясь на второстепенных искажениях отметим только, что весь смысл текста кардинально изменен тем, ‘ А П о л о н с к и й . Первая камчатская экспедиция Беринга 1725—29 гг. Записки Гидрогра фического департамента, V III, 1850, стр. 348 349. 2 Впервые Л. С. Берг сделал это в 1920 г. (см. Записки по гидрографии, 1920, т. II, в. 2, гл. IV, стр. 101—110) и оставался на этой точке зрения вплоть до 1946 г. (см. Л. С. Берг. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга, М. Л., 1946, стр. 46 47). 3 М. С. Б о д н а р с к и й . Великий Северный морской путь. М.—Л., 1926, с. 55. 4 А. И. А н д р е е в . Экспедиции В. Беринга, «Изв. ВГО». 1943, т. 75, в. 2, стр. 8. 5 В. И. Г р е к о в . Очерки из иегории русских географических исследований в 1725—1765 гг:„ М., 1960, стр. 25—26. • Для большей наглядности все выпущенные Полонским слова подчеркнуты, а добавления» взамен опущенных, напечатаны в скобках.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2