Сибирские огни, 1962, № 9
письмо Татаринову о необходимости построить для плавания по Лене 10— 12 до щаников, и уже 9 октября приказывает Шпанбергу с группой в 38 человек от правляться на Усть-Кут, (верховье Лены), чтобы строить там суда. За повседневными делами моряки не забывали вести научные наблюдения. Больше других ими занимался самый любознательный и способный член экспеди ции А. И. Чириков. Он, в частности, произвел тщательное наблюдение и описание лунного затмения 10 октября 1725 года. При этом Чириков ошибся, определив разницу в долготе Илимска и Петербурга в 66° 57 '. Однако, если учесть примитив ность тогдашних инструментов и плохую видимость, то ошибку нельзя считать грубой. Еще в 1731 г. астроном Халлей доказал, что в то время было невозможно правильно определить долготу по луне и что ошибки в несколько сот миль были в порядке вещей. Около ста лет спустя русский морской историк В. Верх справед ливо писал: «Кто знает, как трудно наблюдать явление сие, тот, не виня ни мало знаменитого мореплавателя нашего капитана Чирикова, подивится с какою точ ностью вел он судовое счисление»1. В конце XIX в. американский ученый В. X. Долл утверждал, что в материа лах Первой камчатской экспедиции нет ни одного упоминания о наблюдении лун ных затмений офицерами экспедиции. Утверждение, по меньшей мере, является странным, так как ученый комментирует упомянутую выше книгу Верха, в кото рой об этом говорится довольно подробно. Интересно отметить, что Беринг, использовав наблюдения и выводы Чири кова и слово в слово переписав его записи в свой рапорт в адмиралтейскую кол легию, пытался создать видимость, что научные наблюдения провел сам. Не слу чайно он так и писал: «п р и з н а в а ю разность длины...» и указывал при этом градусы и минуты, полученные Чириковым. Точное повторение ошибки в опреде лении длины и всех других данных, собственноручно сделанная Чириковым за пись в его журнале в день затмения (Беринг же писал рапорт 50 дней спустя), наконец, слова Чирикова о своем более подробном описании наблюдения, что он— « о с т а в и л оное в особом написании»,— доказывают, что Беринг, пользуясь положением начальника, пытался себе присвоить чужую работу. К середине ноября прибыли грузы, остававшиеся на реке Илиме. Сообщив в коллегию, что в Усть-Куте «за скудностью жилья... со всею командою зимовать негде», отряд стал устраиваться на зимних квартирах. Кончался первый год путешествия, а впереди оставалась добрая половина пути, и в том числе самый трудный участок — от Якутска до Охотска. Нужно бы ло тщательно продумать все детали дальнейшего движения на восток. Беринг по требовал письменных известий от Лужина и солдат Выродова и Арапова о пути их экспедиции2, а также от Татаринова. На основе их показаний был составлен документ, названный «Расположение о пути, коим образом имеет исполнитца путь наш от Илимска до Камчатки». Этот интереснейший документ до сих пор оставал ся неизвестным. «Расположение о пути...» было послано в коллегию вместе с рапортом 30 ноября 1725 г. В нем описывались выгоды речного пути до Якутска перед зим ним путем, для которого потребовалось бы свыше двухсот человек; говорилось, что для переезда из Якутска в Охотск потребуется 400—500 лошадей и к ним 100 работных людей. Если суда в Охотске готовы, то на одном идти до Болыпе- рецка, а затем сушей через Камчатку, сыскать там лес и строить суда. Если суда не готовы — помогать достроить. На 13 судах отправить из Якутска в Охотск тяжелые веши реками Алданом, Маею и Юдомой до Юдомского Креста, на что потребуется два с половиной месяца; а от Креста до Охотска грузы перевезти на лошадях зимней дорогой. В действительности лошадей потребовалось в два раза больше, и ни одну из них не удалось использовать' в зимних условиях, судно к моменту прибытия эк спедиции в Охотск готово не было — и там пришлось зимовать. Значительно уд линяются сроки перевозки грузов, особенно отряда Шпанберга: вместо 74 дней сам Шпанберг попадет в Охотск только через полгода, а последние его труды бу дут доставлены туда почти через год после выхода отряда из Якутска. Интерес но подчеркнуть, вопреки мнению ряда ученых, что, уже будучи в Илимске, Бе ринг решил плыть через Охотское море к западному берегу Камчатки, а не вок руг мыса Лопатка. В одном из пунктов говорилось, что если к прибытию экспедиции в Охотск летом 1726 г. суда готовы не будут или в Якутске удастся узнать, что за зиму 1726—27 гг. нельзя будет перебраться через Камчатку, «чтобы напрасно време ни не потерять, ежели найдется годный лес... зимою 726 и 727 годов на Ламе боты# строить», т. е. именно те боты, на которых потом придется плыть в северные широты. На этих ботах предполагалось летом 1727 г. перевезти легкие грузы, а 1 В. В е р х . Первое морское путешествие россиян... СПб, 1823, стр. 31. 2 Сведения об их показаниях в литературе впервые привел С. И. Баскин (изв. ВГО, 1952, т. 84, в. 4).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2