Сибирские огни, 1962, № 9

парусов не сделано. Те плотники, которых приняли в экспедицию, оказались без «порушных записей»1. Только 3 августа прибыл последний отряд из Маковского острога. Следова­ тельно, вместо 3—4 дней, на переезд в Енисейск было затрачено 16 суток. Те­ перь задерживались из-за плотников и работных людей. Наконец приняли на суда 2 вожа (лоцманы). 8 кормщиков, 8 палубщиков, 33 работника, 16 красноярских казаков и 15 работников из казачьих детей. Казалось бы, людей было немало. Но Беринг писал: «много на реке Тунгузке (Ангаре) больших и малых порогов и без вожей и помощников карбусы и дощеники здесь не ходят. А работников, против надлежащего, половина». Начальнику экспедиции не нравилось, что всем наня­ тым денежное и хлебное довольствие было выдано вперед. Но особенно крупным подвохом со стороны комиссара было то, что он втайне от Беринга нанял людей лишь до устья реки Илим, а не до города Илимска, т. е. на добрых полтораста верст ближе. Это в дальнейшем поставило экспедицию в очень тяжелое положе­ ние. Позже, при переходе через илимские пороги, открылся еще один подвох ко­ миссара. Все снасти, писал Беринг, — «великой цены против торговых... часть рвались и знать деланы ис худой пеньки». Вскоре получили веревки, крюки, гвозди, паруса и 600 кирпичей для устрой­ ства печей на судах. Дощаников было четыре, в длину по восьми саженей с арши­ ном, а в ширину по 5 аршин с четвертью: лодок получили 6 однонабойных длиной 3 саж. 1 арш., шириной 3 арш. и две более солидных. 12 августа 1725 г. после 18-дневного пребывания в «негостеприимном» горо­ де, экспедиция двинулась вверх по Енисею. Появились новые трудности — поро­ ги. Уже четырнадцатого августа подошли к «быстрому и шумному месту от кру­ тости и от каменья... — пишет Чириков. — И выше сего была деревня Костыль- никова, затем село Усть-Тунгуское. Пройдя от Енисейска 40 верст, вошли в Тун­ гуску. Выше устья реки Илима Тунгуска называется Ангарою... Енисей река ме­ стами быстра и везде камениста». Несколько раз проходили шиверы и быки. Ши­ веры — «быстрое течение и колеблющееся от многова камени поперек всей ре­ ки. А бык — такое ж течение, токмо под одним берегом и не через всю реку». 29 августа, перетащив каждый дощаник через Кашину шиверу, пришли к мона­ стырю, до которого от Рыбного острова считается 247 верст. Наконец, 11 сентяб­ ря, пройдя по Ангаре 804 версты, дощаники вошли в реку Илим. До Илимска ос­ тавалось еще 150 верст. Переправившись через Симохинский порог, моряки узнали от местных жите­ лей, что уровень воды в верховьях Илима очень малый и что пройти с дощаника­ ми невозможно. Все работники покинули экспедицию. Попытка провести через по­ роги даже пустые дощаники окончилась неудачей. Тогда Беринг приказал выгру­ жать на берег все вещи тяжелее 10 пудов и послал в Илимск своего комиссара за лодками, на которых можно было бы перевезти легкие грузы. Только на девятые сутки из Илимска прислали 16 лодок. Но вода в верховь­ ях реки оказалась настолько мелкой, что, как писал Беринг в коллегию, «матери­ алы обносили за пороги людьми и, нагрузя, лошадьми тянули до города Илимска» бечевою. Шпанберг успел пройти рекою, а Чирикова, двигающегося вторым, за­ стигли морозы. Пришлось дожидаться зимней дороги и перебираться в Илимск на санях. Путь был трудным, «понеже по берегу просторной дороги нет, токмо ма- лыя тропинку, по которым пешие ходят, да верхами ездят». Тяжелые вещи были оставлены в двух местах — у деревень Симахиной и Зятей. По описанию Чирикова, Илимск «лежит между высокими горами, токмо отло­ гих некоторых. Везде лес, а город стоит на отлоге у самого берега реки. Желья в городе и за городом дворов 90». Основанный в 1631 г. Илимск был заштатным городишком. Он не имел в то время сколько-нибудь заметного торгового значе­ ния. Управителем здесь был Петр Татаринов, который, начиная с 1713 г., не­ сколько лет являлся управителем Камчатки и Анадырского острога и хорошо знал тамошние условия. С большим пониманием и заботой отнесся он к нуждам экс­ педиции. Из Илимска в конце сентября Беринг обращается в Иркутск с просьбой вы­ делить 150 лошадей и отправить экспедицию хотя бы по частям в Якутск зимним путем. Об этом намерении он сообщил и в коллегию. Но он всерьез и не думал ехать зимним путем. Поняв, что зимовать придется в Илимске, Беринг, дабы оправдать зимовку, должен был запастись документами, говорящими о принятии им всех мер к тому, чтобы не делать длительной остановки, но что обстоятельства оказались сильнее его. Такой маневр Беринга подтверждается тем. что, едва от­ правив указанное письмо в Иркутск и рапорт в Петербург, он пишет деловое 1 Вот текст одной из таких «порушных записей»: енисейский плотник Денис Борисов поручил­ ся «по сыне своем Якове, в том, что нанялся он. Яков, у енисейского плотника Василия Касякова на Камчатку к судовому строению... Зернью в карты не играть и никаким воровством не воровать и без отпуску от него капитана, никуды не сойтить и не збежать». Вырядив за сына 20 руб. и взяв их вперед, отец обязался в случае, если сын сбежит, самому быть «у того строения».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2