Сибирские огни, 1962, № 8
выдавало нетерпение, напряженность, в быстрых, как у ласки, глазах, сверкал лихорадочный огонек...» Вряд ли Вера могла так разговаривать с мужем. Подобные реминисценции бо лее уместны в авторской, а не в пря мой речи, с ее живой разговорной инто нацией. Такие «славопарения» можно отме тить и в авторском тексте. Кешка, стоя над двумя убитыми това рищами, «прислонился к осинке, прон зенной пулей... Осинка плакала от боли. Как и по человеку, у Кешки защемило сердце по бедной осинке». Стоя над трупами товарищей, вряд ли возможно плакать по осинке. Роман изобилует невыправленными выражениями: «За человеком водились выпивки или несдержанность языка, чрезмерная до верчивость, легкое отношение к своей судьбе». «Так погнали, что те больше не потыкаются в волость». «— Люди у вас хорошие, но среди хороших попада ются и п р и в о р о т н ы е » . В романе множество оборотов с «как бы» или со словом «свидетельствовать». «Об этом свидетельствуют...», «высокие дуги бровей свидетельствовали», «глаза, свидетельствовавшие...», «с красными пятнами на щеках, свидетельствующи ми...» и т. д. Кроме канцеляризмов типа «в нару шение приказа» или «поставлен в поло жение», в романе много вообще неудач ных сочетаний: «походкой... ходил», «смотрел... взглядом», «полный... пол нотой». Роман М. Глозуса не стал, к сожале нию, подлинно художественным произве дением о гражданской войне в Сибири. юду- НЕУГОМОННЫ Й САВВА Ф Р Я Н Ч УЖ Е Н И Н Не р ан е е 1610 год а , при неи зв е с тны х о б с т о я т е л ь с т вах , н екий С а вва Ф р янчуж е - нин п о яви л ся в М оскве и прин ял о бы ч аи н аш е й с т р а ны . Но ч е р е з п я т ь л е т он у го дил в Сибирь и бы л п о в е р с т ан в Т обольске в сы ны б о яр ски е . Уже т о г д а он х в а ли л ся , что ем у « з а обы чай» поиски зем ны х р у д — с е р е бра , меди и о ло ва . М ореход ное дело тож е я к о б ы было ем у сподручно ; в ч а с тн о с ти он свободно и з л а г а л и с то рию попы тки Г у д зо н а обой ти Новую З ем лю . Позже С авва у д а р и л с я в ри тори ку , с о ч и н я я «н ем ец ким письмом» д л и н н ы е « р е чи» о сам ом себе . В эти х сочин ени ях С а вва у т в е р ж дал, что н а Р у с ь он попал вп ервы е и з Г о л л ан ди и — «от г р аф а М ориса» и «и з Бо- робан ьски е зем л и . . . от к н я з я М акрина , а в д р у г о р я д от кн я з я Ф и рм а р к у н е д а от кн я з я Р у л я к а Ф р ан ц уж с к и е земли» . В этом с п и с к е им ен у гады вается л и ш ь один Мо риц О ранский ... Что ж е з а с т а в и л о меня верн у ть с я к э т ом у им ени? Мне з а х о т е л о с ь у з н а т ь — где им енно С а в в а и его т о в а рищ и добы ли сибирскую слюду. В гр ам о т е к н я зю Хаван- ском у , о т 1625 года , с к а з а но, ч т о и з Т о б о л ь с к а и Т ары к Ям ыш -о з ер у «по соль» п о сл аны о т р я ды Саввы Ф р ян ч уж ен и н а , а т ам ан а Т р е т ь я к а Ю рлова и боярско го сы н а П е тр а А хмурова . (Ц ен тр ал ьны й Г о суд арс твен , ный а р х и в д р е в н и х актов , ф . 214, кн . 6, л . 620 об.). Ч е р е з год в «памяти» П р и к а з а Б о л ьш о го Дворца было з а п и с а н о , ч то служ и вы е , п о с л ан н ы е н а Ямыш , добы ли т ам 50 пудов слюды и до с т а в и л и е е в Тобольск. Но гд е н а х о д и л о с ь м есто р ож д ени е э той слюды? После д о л г и х р о зы с к ан и й мне у д а л о с ь н е тол ько о тв е ти т ь н а э т о т воп р о с , но н а много у д л и н и т ь путь , с о в е р ш енны й т о б о л ь с к им и и тар - ским и о т к ры в а т е л ям и в 1625 — 1626 год ах . С авва , Ю рлов и Ахмуров, п обы вав н а Ямыш евом о з е ре , вн е в с я к о г о сомнения , д в и н у л и с ь к о з е р у Нор-Зай- сан и д о с ти гл и его . Только там , в м еж д у р е ч ь е Б у р ч у к а и Кабы , в т р и д ц а т и в ер ст ах от б е р е га И р тыш а , находи т ся « с лю д ян а я гора» . О ее сущ е с т в о в ан и и было и зв е с т но с и б и р с к о м у и с то ри ку Н. А. А б р ам о в у (1812—1870) О ткры ти е о з е р а Нор-Зай- с ан о бы чно п ри п и сы в ал о с ь Ф ед ору Б а й к о в у , р у с с к ом у п о с л у в Китай , по сети вш ем у эти м е с т а в 1655 году. Те п е р ь ж е м ож но с полной у в е р е н н о с т ью у тв е рж д а т ь , что Н о р -З ай с ан был обр ет ен зн а ч и т е л ь н о р ан ьш е о т р я д а м и С а ввы Ф р ян чуж ен и н а , А хм у р о в а и Юрлова. И зв е с тн о т акж е , что в XVII в е к е в р у с ск и х и с т о р и ч е с к и х и с то ч н и к а х не бы ло ч е т к о го р а з г р а н и ч е н и я п о н я тий в «Ки тай ском» , Ямыш ев- ском и З ай с ан с к ом о з е р а х . У м о с к о в с к и х п о дъ ячи х не бы ло о соб енн ой нуж ды у т о ч н я т ь — где им енно добы та слю д а , д о ст аточн о было у к а з а т ь : «около Ямыша» , р а з ту д а бы л и посланы о тр яды и з Т о б о л ь с к а и Тары , о ч ем с в о е в р е м ен н о было со о бщ е но в М оскву . Т а к о вы новы е д анны е о з а г а д о ч н о м Савве Ф рянчу - ж ен и н е , з ак он ч и вш ем ж и зн ь по -ви дим ом у в К у зн ецком о с т р о г е — в д ал ек е от с во ей « Б о р о б ан ь с к о й земли» . Сергей Марков, д ей с т в и т е л ь н ы й ч л ен Г ео гр аф и ч е ск о го Об щ е с т в а СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2