Сибирские огни, 1962, № 8
Вряд ли большевики пользовались до верием масс, если бы ставили себя над массами, действовали подобными мето дами. Не лучше обстоит дело и с изображе нием партизанского движения. В романе есть хорошие эпизоды, например — столкновение отряда Иннокентия. Семи- палова с карателями и выход его из ок ружения во время лесного пожара. Но изображение а к т и в н ы х д е й с т в и й партизан в произведении опять-та- ки отсутствует. Много страниц отведено эпизоду разо блачения проходимца Пластырева, быв шего уголовника, случайно оказавшегося в качестве командира и внесшего в пар тизанскую среду нездоровые отношения, разлад. Но ведь отряд анархиста Пла стырева не может характеризовать пар тизанское движение в целом, а того, как отряд Семипалова вышел из окружения, слишком мало, чтобы ясно представить всю картину самоотверженной борьбы сибирских партизан. «Башиловские партизаны, — пишет М. Глозус, — с помощью населения из гнали с территории волости белогвар дейцев, установили в деревнях народную власть. Несколько раз карательные отр»- ды пытались разгромить партизан, но ничего не добились». А как добились успеха башиловские партизаны? Неизвестно. Снова в романе господствуют сухость, неполнота, отсут ствие зримых образов. Роман повествует о «последнем уда ре» по Колчаку, об окончательном раз громе белогвардейщины и победе Сове тов в Сибири. Финальная глава «Вос стание» — вся об освобождении народа с оружием в руках от белой власти. В понимании идейного смысла книги она особенно важна, так как рисует наивы сшую ступень развития подпольного движения, увенчавшегося народным вос станием. Но и эта глава не подготовлена всем ходом повествования. На фоне длинного и порой скучного повествова ния она оказывается одинокой вершиной без подступов. Получился, таким обра зом, роман не о подпольном движении, а по п о в о д у подпольного большевист ского движения. Роман рыхл по построению. В нем большое число действующих лиц. Что ни новая глава, то новое лицо. И ни од на судьба не прослежена четко до кон ца. Всякий раз при встрече с героем чи тателю надо вспомнить: был ли герой в предшествующих главах или это совер шенно новое лицо? Многие действующие лица только упомянуты. Отсюда обилие побочных линий, без которых можно было бы легко обойтись. Нужны ли, допустим, главы, где рисует ся романтическая любовь Веры, оказав шейся в доме карателя Никулина, к Гор ностаеву, руководителю подполья? Что такое Шурочка, хозяйка квартиры, где живет Анатолий, и зачем она? Мелькнул на миг образ Сонечки, которая помогла Антонову бежать из лагеря военноплент ных, и — исчез. И так с десятками дру гих действующих лиц. Создается впечатление, что автор ' стремился очень широко охватить тему и не сумел свести концы с концами. Оби лие материала, не связанного крепкими внутренними нитями, создает ненужную громоздкость. Эпизоды расползаются, не образуя общей картины. Характеры героев односторонни, так как строятся по простейшей схеме: поло жительный, отрицательный. «Отрицательность» и «положитель ность» героя читателю ясна тотчас, как только герой появился. Она высказы вается автором сразу без остатка и в портрете, и во внешности героя. Шпик выслеживает Горностаева: «Из-за водогрейки неожиданно в ьг- Ск о ч и л, как чертик из рукава фокус ника, х у д о с о ч н ы й человек в ба лахоне. Дышал он н е р о в н о , часто с п л е в ы в а я в я з к у ю с люн у » . Он « в п р и п р ы ж к у подошел». У него « у з к и е х и т р о в а т ы е глаза», « п о д п р ы г и в а ю щ а я походка». Читатель с первых слов проникается к нему неприязнью. И только Анатолий, по воле автора, ничего не понимает: «Он с о ч у в с т в е н н о посмотрел вслед незнакомцу, понимая е г о з л о с т ь и е г о м у к у » . У капитана Бьшова «широкое, губа стое», краснеющее от раздражения лицо. •»Лицо его напоминало морду бульдога: губа заходила за губу, наружу выступа ли редкие, крупные зубы, от носа вверх морщилась кожа». Многие фамилии отрицательных пер сонажей играют роль маски, дают «лобо вую» отрицательную оценку: офицер Потников, капитан Быков, вахмистр Не- додумов... Но и этот своеобразный «клас сицизм» не способствует углублению об разов. Вместо того, чтобы исследовать че ловеческий характер, автор спешит дать герою уничтожительную характеристику и дальше этого не идет. Такая односто ронность изображения врага только с по мощью внешних портретных деталей, прямолинейных отрицательных оценок в конечном итоге ведет к оглуплению врага, к недооценке нашей победы над ним. Серьезные претензии можно предъ явить и к языку романа. Нередко герои Объясняются книжным высокопарным языком. «— Знаешь, Толя, о чем я сейчас подумала, — сказала Вера мужу. — В день разгрома организации на квартиру к Никулину явился человек. Мне пока зался странным этот визит, так как Ни кулин, кроме близких и знакомых, нико го не принимал на дому. Странным было и поведение этого человека. Все в нем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2