Сибирские огни, 1962, № 8
■успешного движения к будущему и что •составляет основу практической морали нашего общества — активно-действен ное отношение к миру». «8. С и з ы х РОМАН ПО ПОВОДУ Г | о замыслу роман М. Глозуса «По- 1 1 следний удар» — многоплановое художественно-историческое повество вание, где переплетаются многие судь бы, скрещиваются разные сюжетные ли нии1. Автор изображает и болыпевиков- подполыциков, и контрреволюционный лагерь. Отсюда четкая расстановка геро ев, представляющих определенные соци альные силы. По одну сторону Анатолий Горностаев — руководитель больше вистского подполья, Копытин, Волохов... По другую — Колчак, поручик Кучин- ский, капитан Червинский и другие. В книге есть частные удачи. Выразительна характеристика Колча- ла. В резиденции «правителя всея Руси» «все одного, темно-коричневого цвета: мебель и стены, ковры,и картины, и сам воздух, казалось, насыщен коричневым туманом...» «Любил он также размыш лять в тишине, и любил собственные идеи. Идеи материализовались, превра щались в деяния... каждое деяние — ре ка крови». Коричневые тона, мертвая тишина об ширного пустынного дома, думающий в одиночестве Колчак — эти детали созда ют зловещую фигуру кровавого, обречен ного на смерть, тирана. Производят впечатление главы о звер ствах карателей. Запоминаются отдель ные картины и образы, например, обра зы детей подпольщиков Чижика и Сквор- чика. Но с главной темой — изображе нием подпольного большевистского дви жения — М. Глозус не справился. Беда его в том, что события он не изобража ет, а характеризует умозрительно. Показ часто подменяется сообщением о резуль татах того или иного события. Вот типичные фразы в романе: «...О провале подпольного комитета в Крапивинске. Когда в Омске узнали об этом несчастье, то сначала не поверили. 'Одна из наиболее законспирированных организаций. Подпольщики сумели соз дать боевые десятки, наладить связь с партизанскими отрядами. В Крапивин- ской губернии белые особенно чувствова ' М. Г л о з у с . Последний удар. Роман. Крас ноярское кн. изд. 1961. ли, как горит у них под ногами земля. И все же в подполье проник провокатор. И это потому, что даже в условиях жесто чайшего террора люди иногда слишком доверчивы, слишком верят засаленной блузе, мозолистым рукам, фальшивым речам. Почти целиком погиб состав под польного комитета. Какие люди!» Это все, что есть в романе о разгром ленном-партийном подполье. Читателя, безусловно, не удовлетворяют т о л ь к о т а к и е сведения о подпольной работе партии. Он, естественно, захочет попод робней узнать, что это за люди, о кото рых говорится с таким восхищением. Не сообщения нужны читателю, а изображе ния. Главное внимание автора сосредоточе но на провалах, арестах, допросах и пыт ках. Отдельные места романа написаны в духе детектива, и отнюдь не лучшего. Уже самые заголовки («В три часа попо луночи», «Следы удалось скрыть», «Письмо в серебряном конверте», «Хромой с бамбуковой палкой») рассчи таны на внешнюю занимательность. И в самом деле, не без знаний специфики детективного жанра написаны главы о том, как уполномоченный подпольного центра Горностаев, едущий поездом, су мел ускользнуть от шпика. Но подполь щиков в непосредственном д е й с т в и и читатель не видит. Допрашивают и каз нят Соколова-Ангарова. Допрашивают истопника, заподозренного в организации взрыва здания офицерского собрания, допрашивают старика Лукича. Еще один провал — гибель почти -всей группы подпольщиков. Диверсия на паровозе, и снова арест: схвачен и посажен за решет ку Хвостов. А где же действия подполь щиков? Кроме взрыва офицерского соб рания, других активных выступлений ре волюционеров в романе нет. Подробно рассказано о том, что собой представляет подпольная типография в скалах, о том, куда прячут подпольщики листовки. Но каковы результаты. дея тельности этой типографии? Какой от звук имеет работа партийной организа ции в массах? Где картины общего подъ ема трудящихся? Ничего этого в романе найти невозможно. Создается впечатле ние, что подпольщики только и делают, что прячутся от карателей, а каратели вылавливают их, допрашивают и казнят. Автор по существу только констатирует, регистрирует факты, не передавая дыха ния истории, ее движения. Один из главных героев романа Гор ностаев изображен диктатором партий ной воли. О встрече его с партизанским отрядом рассказано так: «— Гляди-ка, указчик явился! — вы плеснулось из рядов. — Да, товарищи, я пришел к вам как указчик, как представитель подполья, объединяющего революционные силы гу бернии, представитель партии, я обязан и буду требовать».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2