Сибирские огни, 1962, № 8
.цение характера», посвященную пробле мам, стоящим перед детской литерату рой сегодня'. Важное место в ряду этих проблем за нимает вопрос о «специфике». Говоря о детской литературе, нельзя забывать, что горьковские слова о ее «суверенности» относятся к тому .време ни, когда эта литература не без труда утверждала себя в своих правах, когда писатели жаловались на то, что «дет скую литературу можно только прика зать считать литературой», когда было весьма обиходным мнение, что детский писатель состоит при школе, а не при большом искусстве. С этим взглядом на детскую литературу, как на придаток ли тературы «взрослой», и боролся М. Горь кий, требуя признания за ней самостоя тельности. Но было бы ошибкой делать из этого вывод об «изолированности» и «особой специфике» детской литерату ры, якобы китайской стеной отделяю щей ее от литературы для взрослых. А. Тамарченко категорически отверга ет такую «специфику», и не без основа ний, так как вся история детской лите ратуры свидетельствует о том, что нет и не было никакой стены и пропасти меж ду «взрослой» и «детской» литературой в ее лучших образцах. Прав был Б. Житков, когда писал, что «ребенок стремится к настоящей взрос лой жизни», и что «это-то стремление и есть специфика детского возраста». Ре бенок,— говорил Б. Житков, — «рвет ся вперед, в страну взрослых, где на деется, ух что наделать», и мы будем преступниками, если поведем детей в эту страну, спрятав от них за розовые ширмы сложности и конфликты этой «настоящей взрослой» жизни. Невозможно не согласиться с А. Та марченко в том, что упор на «специфи ку» детской литературы, искусственное ограничение ее от литературы взрослой и ее больших проблем породили тот назидательно-иллюстративный метод, который в конце 40-х и начале 50-х го дов привел к резкому падению художе ственного уровня литературы для детей. Маленькому читателю зачастую предла гались лишенные признаков жизни «школьные повести» или рассказы, со стоявшие из занимательных анекдотов, приправленных «для воспитательного воздействия» надоевшими сентенциями. Под флагом «специфики» в литературу нередко протаскивалась незадачливая халтура, привившая детям вкус и сеяв шая среди них упрощенно-вульгариза торские представления о жизни. Но, выступая против такого рода «специфики», А. Тамарченко не отрица ет за этой литературой своих, вполне определенных особенностей. Только эти особенности состоят не в сужении кру ' А. Т а м а р ч е н к о . Рождение характера. Л . Детгиз, 1962. га тем, жизненного материала и пробле матики и не в заниженных требованиях к художественным достоинствам произ ведений. «Хорошая детская книга, — считает А. Тамарченко, — должна удовлетво рять всем требованиям, которые мы предъявляем к хорошей книге для взрослых... но сверх того она должна обладать и Дополнительными достоин ствами: большей ясностью поэтической идеи и прозрачностью форм литератур ного выражения, большей живостью, яркостью и наглядностью, точнейшим нравственным чувством, безупречной искренностью». Эта точка зрения на характер отноше ний «детской» и «взрослой» литератур находит свое подтверждение в сегодняш ней художественной практике: в наблю даемом, с одной стороны, движении «взрослой» литературы к материалу детской жизни, к путям становления ха рактеров, с другой — в движении «дет ской» литературы к общим проблемам времени. Не только в литературе для взрослых, но и в литературе для детей погоня за фабульной остротой сменилась ныне со средоточением внимания на движениях душевной жизни героев. Такое сюжетное построение, считает А. Тамарченко, ис ходящее из логики развития характеров, а не из внешних событий, требует от детского писателя большего жизненного опыта и мастерства. «Тут одной наблю дательностью, даже соединенной с па мятью сердца, — говорит она, — не проживешь. Нужна тревога и зоркость, страстная озабоченность завтрашним днем». Искренняя гражданская озабоченность за судьбу тех, кому не сегодня-завтра предстоит доламывать в мире то, что не доломали прадеды, и достраивать, что не достроили отцы, — одно из основных достоинств книги А. Тамарченко. Как готовить нашу будущую смену?— спрашивает она. Задача трудная. Им предстоит усвоить не только колоссаль ную массу знаний, накопленных челове чеством, — от законов Архимеда до но вейших формул Ландау. Им надлежит еще «во имя процветания жизни... иметь чистую совесть и светлые головы». А для этого мы сегодня должны воспиты вать детей правдой, только правдой. Тема воспитания правдой, воспитания «таких нравственных ценностей, как ду ховная цельность, единство слова и дела, мысли и чувства, принципиальности и человеческой чуткости» должна, по мыс ли А. Тамарченко, стать центральной для нашей детской литературы. Детский писатель должен быть по-настоящему озабочен тем, чтобы в наших детях росла «энергия общественного темперамента, самочувствие молодого хозяина и строи теля жизни», чтобы не убивалось в них то, что «более всего необходимо для ■*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2