Сибирские огни, 1962, № 8
Л. Ф и н к О жизни, В КОТОРУЮ ВЛЮБЛЕН. . . П оэт Андрей Лядов долго жил в Си бири. Небольшая его книжечка «Спасибо, день» недавно издана в Пен зе, но почти каждая ее страница прони зана сибирскими впечатлениями1. Па мятью о живописно-суровой природе и крепких, кряжистых людях, о таежных просторах и длинных дорогах, о велича вых полноводных реках я величии сердеч ной доброты. Нигде в книге стихов А. Лядова нет строчек-плакатов, которые бы прямоли нейно и навязчиво звали в Сибирь, но вся книга в целом звучит как призыв, как открытие привлекательных черточек современной Сибири и ее людей. А. Лядов умеет видеть и умеет по-сво ему говорить об увиденном. Впрочем, бо юсь, что с этим согласятся далеко не все. Кое-кому из любителей моды стих поэта может показаться слишком тради ционным. Действительно, в его строчках нет ни ритмических, ни мелодических, ни других экспериментов. Их звучание удивляет подчеркнуто скромными инто нациями. Но стоит только чуть-чуть за думаться и понимаешь, что именно в этой сдержанности и неброскости стихов А. Лядова их органичность, их красота. А. Лядов пишет о сильных людях, к которым по-мужски всем сердцем привя зан, он пишет о жизни, в которую влюб лен по-настоящему. Но и в героях поэта и в нем самом так много уважительной сдержанности, спокойного вознания сво ей силы, подлинной страсти не на показ, что стихам А. Лядова абсолютно необхо димы их ясная интонация, их незатейли вые краски, их откровенная простота. Стремясь утвердить свою позицию, А. Лядов писал: Как много слов прекрасных у печали, V гнева есть слова, слова — грома... Но слышал ты, чтоб в радости кричали? Нет! Радость настоящая нема. Не совсем точно сформулированная мысль почти тут же опровергается им самим. В его книге явственно звучит го лос счастья. Вот послушайте стихи о друзьях, в прошлом лихих «комсомоль цах тридцатых годов», ныне остепенив шихся, повзрослевших и очень занятых делами. 1 А. Л я д о в . Спасибо, день. Стихи. Пензен ское кн. изд., 1962. Дружба — дьявольски прочное чувство. Мчится ночью сквозь ветер и грязь, Чтоб обнять по-солдатски, до хруста. Сесть к столу твоему, не спросясь. ...Вспомнить фронт, помечтать до восхода. За нестройность фигуры ругнуть... А назавтра — отрадней работа, Легче ноша, заманчивей путь. Картин вот такого мужского счастья много в стихах А. Лядова, наверное, по* тому, что оно неотделимо от жизни его героев. О творческой манере поэта очень хо рошо расскажет нам одно его коротень кое стихотворение. Если бы сердца тем дольше жили, Чем они вернее и добрей, Никогда бы не видать могиле Наших постаревших матерей. Но чем больше сердце расточало Ласки, сострадания, тепла, На людское горе отвечало, За людские мучилось дела, Тем ему для собственной защиты Сил все меньше остается, брат, И другой причины не ищи ты Наших преждевременных утрат. Здесь есть все, что нужно стихам: и светлое раздумье, и эмоциональность, и чистота. И, наоборот, нет ничего, что стихам не нужно: позы, претенциозно сти, штукатурства. А. Лядов очень искренне, очень ду шевно пишет свои скромные стихи, и по этому они бесспорно дойдут до души чи тателя. В. Д р о б ы ш е в с и и й ВОСПИТЫВАТЬ ПРАВДОЙ С олее тридцати лет назад М. Горь- ° к и й определил статус нашей дет ской литературы. «Это великая держа ва,— говорил он,— с суверенными пра вами и законами», которая «не должна быть придатком к литературе для взрос лых». И на сегодня этот статус остается для нас незыблемым. Незыблема дер- жавность детской литературы, незыблемы и ее права и, в первую очередь, право требовать, чтобы шли в нее художники, а не ремесленники, поэты, а не произво дители суррогатов. Именно такое, горьковское понима ние места и прав литературы для детей отличает книгу Анны Тамарченко «Рож-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2