Сибирские огни, 1962, № 8

чтением юмористических рассказов Александр Санин. Сотни людей хохота­ ли, слушая довольно мрачного, очень сосредоточенного молодого человека, прочитавшего коротенькие произведения «Сумочка к ребру» и «Стечение обстоя­ тельств». Это, в сущности, и предопреде­ лило дальнейшую судьбу начинающего писателя. Вскоре появилась небольшая книжка его юмористических рассказов1. В отличие от некоторых других юмо­ ристических произведений, из которых при всем желании трудно «выжать» что- либо смешное, девять рассказов А. Сани­ на непременно вызывают смех. Таково их первое, немалое достоинство. В самом деле, сатирическая тема у Санина — обычная для всех авторов, работающих в этом жанре: разоблачение тунеядцев, невежд, приспособленцев, пьяниц, короче говоря, той категории людей, которая живет не в ладу с мо­ рально-этическими требованиями совет­ ского общества. Сюжетные положения— тоже во многом привычные. Литератур­ ный консультант Смирнов потерял ду­ шевное равновесие, столкнувшись с хал­ турщиками, и обрел его, переменив про­ фессию («Сумочка к ребру»); студент- невежда терпит крушение в любви, по­ тому что «нечаянно» схамил любимой девушке («Свидание»); два «жоржика» попытались использовать ссору влюблен­ ных и позорно провалились («На скамей­ ке») и т. д. С такими и им подобными ситуациями мы уже не однажды сталкивались, и ес­ ли впечатление свежести и яркости от рассказов А. Санина прочно остается в памяти читателя, но не столько потому, что он часто, следуя за О. Генри, исполь­ зует «неожиданные» развязки (что само по себе тоже интересно), а, главным об­ разом, потому, что, рисуя человеческие характеры, он находит очень краткие, но верные образные детали-характеристики подлинно сатирического звучания. Рассказ «Стечение обстоятельств» не­ избежно приводит нас к выводу, что Ка- тенька Иголкина — «особа счастливой наружности и той молодости, когда хо­ чется быть еще чуть моложе» — в са­ мом деле скрывает в своей душе пыш­ ный букет мещанских представлений о счастье. Но такой вывод приходит к нам сам собой, без авторских разъяснений. Одна-две фразы, и облик «героини» вполне ясен: Катенька в своих мечтах о счастье «залетала не выше уютной квар­ тиры в строящемся четырехэтажном до­ ме... Ей нужно было удачно выйти за­ муж. Неудачно она выходила уЖе два раза. Раз пробовала работать, но тоже неудачно». Или еще: «Катенька много перенесла за это время. Против обыкно­ вения она провела бессонный день». ' А. С а н и н . Стечение обстоятельств. Юмори­ стические рассказы. Иркутское кн. изд.. 1961. Прочтя четверостишие из рассказа «Сумочка к ребру», мы сразу получаем исчерпывающее представление и о гра­ фоманах, мечтающих о легкой жизни, «посредством» удачно пристроенных «литературных» упражнений, и о причи­ нах нервного заболевания консультанта: Из подворотни выбрел пес лохматый И вдруг завоил словно не к добру. Подкрадывался сумрак бородатый, Подвязывая сумочку к ребру. Здесь же мы находим такие детали: «демобилизованный романист» обозвал консультанта Бенкендорфом; разбор не­ которых литературных рукописей требу- с г криминалистических навыков и пр. А в рассказе «Девичья память» весь ха­ рактер молодого бездельника Альберта Дрынова проявляется в одной подробно­ сти: эпоху Ренессанса он назвал эпохой Росинанта. Разумеется, А. Санин смешит нас не ради забавы. Во всех его произведениях мы ощущаем гнев и ярость против обы­ вательщины. С особой силой эти чувства проявляются, например, в рассказе «Успех». Молодой человек, влюбленный в Машу, сыграл перед ее матерью роль негодяя, которую репетировал для люби­ тельского спектакля. Мамаша приняла созданный им образ за реальный и одоб рила выбор дочери: с таким предприим­ чивым и нахальным мужем, сумевшим выпросить у будущей тещи тысячу руб­ лей, «сто лет жить можно!» Подлинный герой нашего времени, незримо присут­ ствующий в авторской интонации, сры вает покровы лицемерия и фальши с приспособленцев и обывателей. Он изде­ вается над пошлостью* хамством, неве­ жеством, вызывает ненависть к их носи­ телям. А. Санин — автор молодой. Книжка «Стечение обстоятельств» — его первый опыт в очень трудном и ответственном сатирическом жанре. Естественно, что в. ней не обошлось без просчетов. Не. дора­ ботан рассказ «На пьедестале», где речь идет о разнорабочем Жучкине, ко торый в пьяном виде взобрался на пят­ надцатиметровую стену и грозится зри­ телям прыгнуть вниз. Чисто внешний «занимательный» прием использован в. рассказе «На другой день» (можно поду­ мать, что молодой человек нетерпеливо* ждет любимую, а в действительности он ожидает открытия... пивного киоска). Не прояснен авторский замысел в рассказе «Финский нож и персидская сирень>. где повествуется о воре, не решившемся ограбить девушку. Чувствуется, что начинающий писа­ тель исчерпал круг тем, подсказанных непосредственными впечатлениями. Обо гащение этих впечатлений, дальнейшее совершенствование сатирических прие­ мов —-> вот требование, которое мы впра­ ве теперь предъявить А. Санину.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2