Сибирские огни, 1962, № 8
чтением юмористических рассказов Александр Санин. Сотни людей хохота ли, слушая довольно мрачного, очень сосредоточенного молодого человека, прочитавшего коротенькие произведения «Сумочка к ребру» и «Стечение обстоя тельств». Это, в сущности, и предопреде лило дальнейшую судьбу начинающего писателя. Вскоре появилась небольшая книжка его юмористических рассказов1. В отличие от некоторых других юмо ристических произведений, из которых при всем желании трудно «выжать» что- либо смешное, девять рассказов А. Сани на непременно вызывают смех. Таково их первое, немалое достоинство. В самом деле, сатирическая тема у Санина — обычная для всех авторов, работающих в этом жанре: разоблачение тунеядцев, невежд, приспособленцев, пьяниц, короче говоря, той категории людей, которая живет не в ладу с мо рально-этическими требованиями совет ского общества. Сюжетные положения— тоже во многом привычные. Литератур ный консультант Смирнов потерял ду шевное равновесие, столкнувшись с хал турщиками, и обрел его, переменив про фессию («Сумочка к ребру»); студент- невежда терпит крушение в любви, по тому что «нечаянно» схамил любимой девушке («Свидание»); два «жоржика» попытались использовать ссору влюблен ных и позорно провалились («На скамей ке») и т. д. С такими и им подобными ситуациями мы уже не однажды сталкивались, и ес ли впечатление свежести и яркости от рассказов А. Санина прочно остается в памяти читателя, но не столько потому, что он часто, следуя за О. Генри, исполь зует «неожиданные» развязки (что само по себе тоже интересно), а, главным об разом, потому, что, рисуя человеческие характеры, он находит очень краткие, но верные образные детали-характеристики подлинно сатирического звучания. Рассказ «Стечение обстоятельств» не избежно приводит нас к выводу, что Ка- тенька Иголкина — «особа счастливой наружности и той молодости, когда хо чется быть еще чуть моложе» — в са мом деле скрывает в своей душе пыш ный букет мещанских представлений о счастье. Но такой вывод приходит к нам сам собой, без авторских разъяснений. Одна-две фразы, и облик «героини» вполне ясен: Катенька в своих мечтах о счастье «залетала не выше уютной квар тиры в строящемся четырехэтажном до ме... Ей нужно было удачно выйти за муж. Неудачно она выходила уЖе два раза. Раз пробовала работать, но тоже неудачно». Или еще: «Катенька много перенесла за это время. Против обыкно вения она провела бессонный день». ' А. С а н и н . Стечение обстоятельств. Юмори стические рассказы. Иркутское кн. изд.. 1961. Прочтя четверостишие из рассказа «Сумочка к ребру», мы сразу получаем исчерпывающее представление и о гра фоманах, мечтающих о легкой жизни, «посредством» удачно пристроенных «литературных» упражнений, и о причи нах нервного заболевания консультанта: Из подворотни выбрел пес лохматый И вдруг завоил словно не к добру. Подкрадывался сумрак бородатый, Подвязывая сумочку к ребру. Здесь же мы находим такие детали: «демобилизованный романист» обозвал консультанта Бенкендорфом; разбор не которых литературных рукописей требу- с г криминалистических навыков и пр. А в рассказе «Девичья память» весь ха рактер молодого бездельника Альберта Дрынова проявляется в одной подробно сти: эпоху Ренессанса он назвал эпохой Росинанта. Разумеется, А. Санин смешит нас не ради забавы. Во всех его произведениях мы ощущаем гнев и ярость против обы вательщины. С особой силой эти чувства проявляются, например, в рассказе «Успех». Молодой человек, влюбленный в Машу, сыграл перед ее матерью роль негодяя, которую репетировал для люби тельского спектакля. Мамаша приняла созданный им образ за реальный и одоб рила выбор дочери: с таким предприим чивым и нахальным мужем, сумевшим выпросить у будущей тещи тысячу руб лей, «сто лет жить можно!» Подлинный герой нашего времени, незримо присут ствующий в авторской интонации, сры вает покровы лицемерия и фальши с приспособленцев и обывателей. Он изде вается над пошлостью* хамством, неве жеством, вызывает ненависть к их носи телям. А. Санин — автор молодой. Книжка «Стечение обстоятельств» — его первый опыт в очень трудном и ответственном сатирическом жанре. Естественно, что в. ней не обошлось без просчетов. Не. дора ботан рассказ «На пьедестале», где речь идет о разнорабочем Жучкине, ко торый в пьяном виде взобрался на пят надцатиметровую стену и грозится зри телям прыгнуть вниз. Чисто внешний «занимательный» прием использован в. рассказе «На другой день» (можно поду мать, что молодой человек нетерпеливо* ждет любимую, а в действительности он ожидает открытия... пивного киоска). Не прояснен авторский замысел в рассказе «Финский нож и персидская сирень>. где повествуется о воре, не решившемся ограбить девушку. Чувствуется, что начинающий писа тель исчерпал круг тем, подсказанных непосредственными впечатлениями. Обо гащение этих впечатлений, дальнейшее совершенствование сатирических прие мов —-> вот требование, которое мы впра ве теперь предъявить А. Санину.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2