Сибирские огни, 1962, № 8

я тут разговорчиков, всяких воспомина­ ний подпущу. И вот после этих «разговорчиков» ■очерк непомерно разбухает. Очерк Чингиса Гомбоина «Человек из Восточного Саяна» разбух только лишь за счет вот этой самой ваты, за счет бес­ цветных диалогов, ненужных отступле­ ний. В нем герои не столько изобража­ ются, сколько подгоняются под некий ■средний стандарт, под давно известную «передовую доярку», «передового охот­ ника». В журнале из номера в номер идет интересный отдел «Люди, события, дни». Он состоит из маленьких, в одну-две странички лаконических очерков. Здесь материал крайне сжат, подан по-делово- му, без ненужного украшательства, но зато какое же выгодное впечатление производят эти очерки. Интересный зна­ чительный материал вовсе не нуждает­ ся в дешевых украшениях. В № 5 журнала помещена статья А. Я. Скшыдло «Слово художника». Ав­ тор пытается доказать, что стоит только проанализировать синонимы, употреблен­ ные писателем в своем романе, как мы уже и разглядим насквозь этого писате­ ля, какой он, как работает, как создает образы. «Изучение синонимов в языке художественного произведения служит могучим средством познания писатель­ ского мастерства... Оно дает возмож­ ность наблюдать, как создается стили­ стическое единство произведения, како­ вы принципы построения образов... вы­ являет важнейшие эстетические принци­ пы работы писателя над словом, выявля­ ет черты индивидуально творческого •стиля, раскрывает своеобразие худо­ жественного замысла». Обещано много, и мы с интересом сле­ дим, как А. Скшыдло анализирует «си­ нонимику» Шолохова, Леонова, Фадее­ ва. На странице такой-то «Тихого Дона», приводит он примеры, Дарья Мелехова поводит подкрашенными дугами бровей, а вот в таких-то сценах у нее уже не ду­ ги, а полудужья бровей, затем полу­ кружья, подковы бровей, наконец, «свое­ вольные изгибы бровей». Вот несколько синонимов из «Моло­ дой гвардии» Фадеева: «...Невиданное в истории государст­ во...» «...сознание небывалости того, в чем они участвуют...», «...Необыкновен­ ная чистота мышления...», ‘«Матвей Ко- стиевич с необычайной силой и яро­ стью... раскидал солдат», «Эти, казалось бы, несоединимые черты создали непо­ вторимый облик этого поколения. » и т. д. Эти слова, пишет автор (стр. 153), «об­ ладают смысловой объемностью, выра­ жают общее понятие вместе с чувством, несут отпечаток эмоционального воспри­ ятия действительности». Что нового узнаем мы о Шолохове, Фадееве, Леонове из этой работы? Что они избегают повторения одинаковых слов? Но это элементарное правило от­ лично известно даже начинающим авто­ рам. Очень странно звучат подобные по­ хвалы в адрес крупнейших наших писа­ телей: у них все слова разные и не про­ стые, а обладающие «смысловой объем­ ностью», иначе говоря, не лишенные смысла. Да неужели в самом деле пона­ добился какой-то новый метод, чтобы установить, что речь писателей и бога­ та, и не бессмысленна, и не бесчувствен­ на? Конечно, куда как соблазнительно взять из романа несколько слов, разло­ жить их по графам и заявить: писатель насквозь разгадан. Но только ведь оче­ видно, что и с помощью всей этой «си­ нонимики» мы не узнаем о нем реши­ тельно ничего нового. Даже сам автор этого метода не порадовал нас в своей статье ни одним открытием. Мы не имеем возможности более под­ робно останавливаться на всем, что было опубликовано в журнале. В нашу задачу не входил подробный, анализ каждого произведения. Мы только хотели пока­ зать, что это живой интересный журнал. В нем все — поиски. Он весь в стремле­ нии подняться на новые более высокие ступени. В каждом номере мы замеча­ ем ряд нововведений, и каждый раз это перемены к лучшему. В журнале много переводов. Здесь мы встречаем стихи Патриса Лумумбы, переводы с монгольского, рассказы фи­ липпинских, иранских писателей, китай­ ские сказки. Художники в рисунках рас­ сказывают о своих китайских и монголь­ ских впечатлениях. Журнал использует даже такой совершенно неожиданный материал, как указ Петра I. И получает­ ся очень хорошо. Пусть в журнале не все удачно, но са­ мое главное в том, что здесь много удач­ ного, что здесь не прекращаются поиски лучшего. А когда люди ищут, то непре­ менно найдут то, к чему они стремятся. А. А б р а м о в и ч В ОСТРОМ САТИРИЧЕСКОМ ЖАНРЕ [Л а последней конференции моло- 1 *дых писателей Иркутской обла­ сти, среди других авторов, выступил с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2