Сибирские огни, 1962, № 8
я тут разговорчиков, всяких воспомина ний подпущу. И вот после этих «разговорчиков» ■очерк непомерно разбухает. Очерк Чингиса Гомбоина «Человек из Восточного Саяна» разбух только лишь за счет вот этой самой ваты, за счет бес цветных диалогов, ненужных отступле ний. В нем герои не столько изобража ются, сколько подгоняются под некий ■средний стандарт, под давно известную «передовую доярку», «передового охот ника». В журнале из номера в номер идет интересный отдел «Люди, события, дни». Он состоит из маленьких, в одну-две странички лаконических очерков. Здесь материал крайне сжат, подан по-делово- му, без ненужного украшательства, но зато какое же выгодное впечатление производят эти очерки. Интересный зна чительный материал вовсе не нуждает ся в дешевых украшениях. В № 5 журнала помещена статья А. Я. Скшыдло «Слово художника». Ав тор пытается доказать, что стоит только проанализировать синонимы, употреблен ные писателем в своем романе, как мы уже и разглядим насквозь этого писате ля, какой он, как работает, как создает образы. «Изучение синонимов в языке художественного произведения служит могучим средством познания писатель ского мастерства... Оно дает возмож ность наблюдать, как создается стили стическое единство произведения, како вы принципы построения образов... вы являет важнейшие эстетические принци пы работы писателя над словом, выявля ет черты индивидуально творческого •стиля, раскрывает своеобразие худо жественного замысла». Обещано много, и мы с интересом сле дим, как А. Скшыдло анализирует «си нонимику» Шолохова, Леонова, Фадее ва. На странице такой-то «Тихого Дона», приводит он примеры, Дарья Мелехова поводит подкрашенными дугами бровей, а вот в таких-то сценах у нее уже не ду ги, а полудужья бровей, затем полу кружья, подковы бровей, наконец, «свое вольные изгибы бровей». Вот несколько синонимов из «Моло дой гвардии» Фадеева: «...Невиданное в истории государст во...» «...сознание небывалости того, в чем они участвуют...», «...Необыкновен ная чистота мышления...», ‘«Матвей Ко- стиевич с необычайной силой и яро стью... раскидал солдат», «Эти, казалось бы, несоединимые черты создали непо вторимый облик этого поколения. » и т. д. Эти слова, пишет автор (стр. 153), «об ладают смысловой объемностью, выра жают общее понятие вместе с чувством, несут отпечаток эмоционального воспри ятия действительности». Что нового узнаем мы о Шолохове, Фадееве, Леонове из этой работы? Что они избегают повторения одинаковых слов? Но это элементарное правило от лично известно даже начинающим авто рам. Очень странно звучат подобные по хвалы в адрес крупнейших наших писа телей: у них все слова разные и не про стые, а обладающие «смысловой объем ностью», иначе говоря, не лишенные смысла. Да неужели в самом деле пона добился какой-то новый метод, чтобы установить, что речь писателей и бога та, и не бессмысленна, и не бесчувствен на? Конечно, куда как соблазнительно взять из романа несколько слов, разло жить их по графам и заявить: писатель насквозь разгадан. Но только ведь оче видно, что и с помощью всей этой «си нонимики» мы не узнаем о нем реши тельно ничего нового. Даже сам автор этого метода не порадовал нас в своей статье ни одним открытием. Мы не имеем возможности более под робно останавливаться на всем, что было опубликовано в журнале. В нашу задачу не входил подробный, анализ каждого произведения. Мы только хотели пока зать, что это живой интересный журнал. В нем все — поиски. Он весь в стремле нии подняться на новые более высокие ступени. В каждом номере мы замеча ем ряд нововведений, и каждый раз это перемены к лучшему. В журнале много переводов. Здесь мы встречаем стихи Патриса Лумумбы, переводы с монгольского, рассказы фи липпинских, иранских писателей, китай ские сказки. Художники в рисунках рас сказывают о своих китайских и монголь ских впечатлениях. Журнал использует даже такой совершенно неожиданный материал, как указ Петра I. И получает ся очень хорошо. Пусть в журнале не все удачно, но са мое главное в том, что здесь много удач ного, что здесь не прекращаются поиски лучшего. А когда люди ищут, то непре менно найдут то, к чему они стремятся. А. А б р а м о в и ч В ОСТРОМ САТИРИЧЕСКОМ ЖАНРЕ [Л а последней конференции моло- 1 *дых писателей Иркутской обла сти, среди других авторов, выступил с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2