Сибирские огни, 1962, № 8
лет. Она пишет, что еще ничего не зна ет, не умеет, только вот лопатой копает торф, да еще поет в хоре. И пусть он не подумает ничего плохого о ней, о ее письмах. Она маленькая, слабая и даже некрасивая. Она пишет ему только пото му, что хочет узнать, какие бывают на стоящие люди. Простое, но до слез хорошее письмо. Через несколько недель он получает от нее письмо уже с целинных земель. Она тоже хочет настоящей жизни и пото му отправилась туда, где труднее. Пишут 'ему письма девушки с Одес- щины, школьники, товарищи с Братской ГЭС, друзья из армии. Между тем Гайнулин упорно борется со своим недугом. Сначала он пытается ползать по полу в своей палате. Даже и это мучительно. Нет сил хотя бы при поднять тело над полом. Его направляют в санаторий им. Ле нина в -Крыму. Тут он учится стоять. В палату вкатывают сооружение из легких металлических труб. Что-то вроде «хо дунка», в котором маленькие дети учат ся ходить. Но только этот «ходунок» для взрослых. Проходит немало време ни, прежде чем Гайнулин делает в нем первые два-три шага. В это время в своем дневнике он запи сывает: «Сестра держит дугу обеими руками, направляет ее, а я стою в своей желез ной «клетке», смотрю на ноги и все жду какого-то чуда. Каждая жилка дрожит у меня от напряжения, сестра уговаривает лечь в постель, но я хочу хоть на не сколько секунд продлить свою муку и свое счастье. Какое это счастье — стоять! Во сне теперь я все время стою и хожу, хожу и стою, и даже... летаю. Просыпаюсь весь в поту от напряжения. Мне кажется, что если я начну ходить, хоть немного, то буду делать это с таким наслаждением, с такой радостью и неутомимостью, что времени у меня будет оставаться только на сон. Человечество теперь для меня делится на ходячих счастливчиков, даже и не по дозревающих, какие они удачники, и на таких, как я. ...Я должен снова научиться вот так же нести свое тело, так же переставлять ноги, ходить на работу. В кино. В обще житие. В гости к друзьям. На вечерние курсы. В обнимку с ребятами. В обним ку с любимой девушкой. Ведь если я бу ду ходить, то должна же меня найти лю бимая девушка». И она находит его, эта любимая де вушка. Она все время рядом с ним. Это одна из медицинских сестер. Недавно мы прочитали «Нетерпение сердца» Ст. Цвейга, одно из самых страстных и взволнованных его произве дений. Его героиня Эдит Кекешфальва, капризная девушка из богатой семьи, так же беспомощна, как Гайнулин. У нее па рализованы ноги. Однако какая же огромная разница между ними. Гайнулин бесконечно бога че Эдит, вынужденной платить и за дружбу и за любовь. Ее навещает офи цер из соседней воинской части, и на не го сыплются подарки. Ее отец готов стать перед ним на колени, отдать ему все, что имеет, лишь бы он не отталки вал влюбленную в него девушку. И нельзя сказать, что офицер совсем не любит ее. Его смущают не ее парали зованные ноги. Другое. Мнение товари щей. Они смогут сказать, что он продал ся, что он непорядочный; И он вполне понимает их. Это самая естественная мысль в обществе, где все продается и все покупается. По существу, только это .и становится между офицером и Эдит Кекешфальва и приводит ее к гибели. Но как же это не похоже на то, что происходит с Гайнулиным! Никому и в голову не придет упрекнуть в чем-нибудь девушку, которая готова пойти рядом с ним. Он один из наших героев, и люди будут только благодарны ■ ей за ее му жество. После упражнений на «дуге» Гайну лин учится ходить на костылях. Здесь его ожидают не только победы, но и тя желые поражения. Его ноги по-прежнему парализованы, лишены чувствительно сти, и каждый шаг мучительно тяжел. Эта героическая борьба Гайнулина за возвращение в строй тоже подвиг. И это не только его личное дело, сумеет он сде лать несколько шагов или не сумеет. За ним следят тысячи людей. Людям ну жен настоящий человек, чтобы равнять ся на него, чтобы самим жить полно ценной жизнью. Поэтому необходимо, чтобы писатели рассказывали о таких героях. И Костю- ковский хорошо рассказал о подвиге Гайнулина. Однако в его повести есть некоторые погрешности. Пусть они не слишком зна чительны, но сказать о них надо. Во время чтения повести у нас посто янно возникает вопрос: — Кто автор? Какой он? Почему он целые месяцы проводит рядом с Гайну линым? Наверное, Костюковский и Гайнулин близкие товарищи? Вероятно, между ни ми много общего? Как же иначе может быть? Однако в повести об этом совсем ничего не сказано. Мы вовсе не утверждаем, что автор должен громко говорить о себе и своем отношении к героям, которых он изобра жает. Главная задача писателя — нари совать яркие картины. Если он сумеет создать систему отчетливых образов, то они убедят читателя больше, чем любые его признания. Но в том-то и дело, что Костюковский, непрестанно сопровождающий Гайнули-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2