Сибирские огни, 1962, № 8
Черепаха, которой уродливей нет, на земле копошится четыреста лет. Почему? А душистый цветок, что чарует меня, отцветет на закате четвертого дня. Не пойму. Так, наверное, и создавались когда-то в народе пословицы, загадки, песни, из речения. Хорошее стихотворение «Сайн бай та!» Даши Дамбаева. Много интересных глубоких мыслей в лирической поэме Г. Дагурова «Тараса». Однако четверо стишия его поэмы лишены необходимой поэтической легкости. Речь поэта при близительна, неточна. Эти речевые по грешности — как мутное непромытое стекло. Сквозь них не всегда разгля дишь, что же хотел сказать автор. В самом деле, можно ли говорить — «Край дебрей и смородин, черемух и бе рез»? Это все равно, что сказать: город и кварталы, лес и сосны, толпа и люди. В поэме много тяжелых неудобоваримых выражений, как «день кажется тяжелым и раем Тараса». К сожалению, в журнале немало сти хов, в которых слышится скорее громы хание жести, нежели теплый человече ский голос. «Гимн времени» того же Да ши Дамбаева и «Мое поколение» Нико лая Дамдинова — типичные «дежур ные» стихи. В них все верно, в них речь идет о цветении и горении сердец, а на самом деле от них веет холодом. Среди критических работ, опублико ванных в журнале, нам хочется отме тить статью Цыден-Жап Жамбиева «Со временность и творчество молодых». Это требовательный, но в то же время и заботливый разговор о подрастающей литературной смене. Чувствуется, автор искренне озабочен судьбами каждого мо лодого дарования. Следует остановиться и на статье В. Найдакова «Цоэзия и жизнь». Она, безусловно, является одной из значи тельнейших работ, опубликованных в журнале за прошлый год. Самое главное в работе критика — это его умение обобщать. Дело любого исследователя не в том, чтобы подме тить какое-то одиночное явление, но в том, чтобы объяснить множество сход ных явлений, установить общие положе ния, обязательные во многих случаях. ■ В статье Найдакова есть ценные обоб щения и выводы: «Если же говорить о поэзии предшест вующего периода (тридцатых-сороковых годов — В. М.), то нужно указать на ее выспренний, если можно так выразить ся, одический характер... Основные мо тивы этой поэзии: «Я славлю...», «Я во спеваю...», «Я пою...», «Я прослав ляю...» и т. д. Чаще всего этот одиче ский строй... приводил к риторичности, высокопарности, поверхностности... В стихах подобного рода он (поэт) высту пал в качестве певца-прославителя, и это вело, если не к прямому противопостав лению, то во всяком случае, к явному отчуждению себя от своих героев, от чи тателей: «Вы совершаете подвиг—я про славляю вас»... Раньше в поэзии преоб ладающей эмоциональной окраской был мажор, несмотря ни на что, и от нее ис ходило этакое «золотое сияние», в кото ром было немало дешевой позолоты...» «Раньше лирический герой зачастую выступал у поэтов-песнопевцев в такой обобщенной форме, что воспринимался, как некая абстракция, как некий норма тивный герой, богато наделенный возвы шенными, часто показными чувствами и лишенный простых, непосредственных жизненных ощущений, не знающий та ких чувств, как грусть, скорбь и т. д... Читатель не мог узнать в нем себя, так как это был герой не увиденный в жиз ни, а сконструированный умозрительным путем по определенной схеме: он должен быть таким-то и таким-то, а что не так, то от лукавого». Мы привели такой большой кусок статьи еще и затем, чтобы продемонстри ровать стиль Найдакова. В этой красоте изложения мы чувствуем красоту мысли. Сказать умно — это в то же время озна чает сказать красиво. Несомненно, у него есть все данные для того, чтобы выступить с чем-то боль шим, чем эта его короткая статья. Пусть это будет разговор о бурятской литера туре, но если он будет полон значитель ных мыслей, то он будет дорог любому читателю. В повести Б. Костюковского «Должен летать» рассказывается о Борисе Гайну- лине, человеке славной и трагической судьбы. Он возглавлял первую на строи тельстве Братской ГЭС бригаду комму нистического труда. Однажды шальной камень сбил его со скалы, он упал с большой высоты и сломал позвоночник. Тяжелое повреждение спинного мозга.— Он никогда не будет ходить, — сказали врачи. — Еще ни один человек в его .положении не встал на ноги. Чудес на свете не бывает. И вот начинается волнующий рассказ о том, как Гайнулин начинает бороться, чтобы осуществить это невозможное. Одновременно это и рассказ о товарищах Гайнулина, о многих советских людях. Когда Гайнулин лежал в Иркутском травматологическом институте, к нему по воскресеньям приходили по 70, по 100 человек. Товарищи прилетали на са молете из Братска, чтобы навестить сво его бригадира. Перед его постелью гру ды книг, подарков. Каждый день он по лучает пачки писем. Ему пишут со всех концов Союза. — Это мои витамины, — говорит Гайнулин о письмах. — Они лучше вся ких лекарств. Рая Щ. из Староселья на Украине прочитала в газете заметку о нем. Ей 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2