Сибирские огни, 1962, № 8

Хшшошжш В. М и х а й л о в „БАЙКАЛ", 1961 |Э журнале «Байкал» за прошлый год мы найдем стихи А. Твардовско­ го, Н. Доризо, Инн. Лушвского, статью крупнейшего советского онколога М. Не- вядомского, «Разговор о культурном че­ ловеке» Льва ¡Кассиля, воспоминания о ка­ питуляции Германии ¡маршала Со­ ветского Союза В. И. Чуйкова. Журнал обещает новые главы из романа М. Шо­ лохова «Они сражались за ¡родину» и ¡ро­ ман К. Седых «При попытке к бегству». Немногие журналы могут похвалиться сотрудничеством таких авторов... Но само собой разумеется, что в жур­ нале преобладают бурятские авторы. Их голоса многочисленны и своеобразны. События в их произведениях развивают­ ся напряженно. У них нет склонности к спокойной гладкописи. Буряцкий паренек Дамба Гонсорунов из рассказа «Запоздавшее письмо» Ц. Галанова только что призван в ар­ мию. Получив первую увольнительную, он вместе с толпой пассажиров ждет пригородный поезд. И как раз в этот мо­ мент на станции вспыхивает пожар. Ци­ стерны с горючим каждую секунду мо­ гут взлететь на воздух. Дамба бросается в огонь, чтобы вывести их из пламени... В повести «Зрелость приходит не вдруг» того же автора грохочут горные обвалы, хлещут бури. В такие моменты и прове­ ряются у него люди. Это стремление Ц. Галанова изобра­ жать наиболее драматические события в жизни героев нам кажется весьма при­ влекательным в его творчестве. Но «в маленьких рассказах лучше не доска­ зать, чем пересказать» (Чехов). Галанов то и дело «пересказывает». В том же «Запоздавшем письме» совсем ни к че­ му воспоминания Дамбы о девушке, они только замедляют повествование. Одна­ ко несомненно, что перед нами талант­ ливый писатель. Мы чувствуем его' взволнованность и сами волнуемся, сле­ дя за его героями. Ц. Галанов стремится разобраться в их сложных переживани­ ях. Попытки понять поведение людей, ход их мыслей, рождение самых затаен­ ных чувств говорят нам о верном пути, избранном автором. Очень хорош роман Африкана Бальбу- рова «Истоки». Действие начинается в далеком бурятском селении в 1916 году. Кажется, что среди этих сопок никогда не случится ничего интересного. Разве все эти полуголодные безграмотные бат­ раки, забитые женщины, ссыльные посе­ ленцы не обречены на бесцветное прозя­ бание? Автор неторопливо рассказывает о своих героях, а между тем узел собы­ тий закручивается все туже, все крепче, и вот мы уже не можем оторваться от романа. Драматических событий здесь больше, чем в ином приключенческом романе. Однако все, что происходит с героями, естественно и неизбежно. Автор отлично знает, что изображает. Он подлинный художник, великолепный рассказчик. Среди стихов бурятских поэтов нам особенно хочется выделить «Лирические миниатюры» Дольена Мадасона. Они полны ярких образов. Мадасон — один из собирателей бурятского фольклора, и его миниатюры сами напоминают произ­ ведения фольклора. Не говори, что стал ты старым с трухлявым телом, рыхлым станом. А говори про удаль, младость, про сталь былую и про радость.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2