Сибирские огни, 1962, № 8
Хшшошжш В. М и х а й л о в „БАЙКАЛ", 1961 |Э журнале «Байкал» за прошлый год мы найдем стихи А. Твардовско го, Н. Доризо, Инн. Лушвского, статью крупнейшего советского онколога М. Не- вядомского, «Разговор о культурном че ловеке» Льва ¡Кассиля, воспоминания о ка питуляции Германии ¡маршала Со ветского Союза В. И. Чуйкова. Журнал обещает новые главы из романа М. Шо лохова «Они сражались за ¡родину» и ¡ро ман К. Седых «При попытке к бегству». Немногие журналы могут похвалиться сотрудничеством таких авторов... Но само собой разумеется, что в жур нале преобладают бурятские авторы. Их голоса многочисленны и своеобразны. События в их произведениях развивают ся напряженно. У них нет склонности к спокойной гладкописи. Буряцкий паренек Дамба Гонсорунов из рассказа «Запоздавшее письмо» Ц. Галанова только что призван в ар мию. Получив первую увольнительную, он вместе с толпой пассажиров ждет пригородный поезд. И как раз в этот мо мент на станции вспыхивает пожар. Ци стерны с горючим каждую секунду мо гут взлететь на воздух. Дамба бросается в огонь, чтобы вывести их из пламени... В повести «Зрелость приходит не вдруг» того же автора грохочут горные обвалы, хлещут бури. В такие моменты и прове ряются у него люди. Это стремление Ц. Галанова изобра жать наиболее драматические события в жизни героев нам кажется весьма при влекательным в его творчестве. Но «в маленьких рассказах лучше не доска зать, чем пересказать» (Чехов). Галанов то и дело «пересказывает». В том же «Запоздавшем письме» совсем ни к че му воспоминания Дамбы о девушке, они только замедляют повествование. Одна ко несомненно, что перед нами талант ливый писатель. Мы чувствуем его' взволнованность и сами волнуемся, сле дя за его героями. Ц. Галанов стремится разобраться в их сложных переживани ях. Попытки понять поведение людей, ход их мыслей, рождение самых затаен ных чувств говорят нам о верном пути, избранном автором. Очень хорош роман Африкана Бальбу- рова «Истоки». Действие начинается в далеком бурятском селении в 1916 году. Кажется, что среди этих сопок никогда не случится ничего интересного. Разве все эти полуголодные безграмотные бат раки, забитые женщины, ссыльные посе ленцы не обречены на бесцветное прозя бание? Автор неторопливо рассказывает о своих героях, а между тем узел собы тий закручивается все туже, все крепче, и вот мы уже не можем оторваться от романа. Драматических событий здесь больше, чем в ином приключенческом романе. Однако все, что происходит с героями, естественно и неизбежно. Автор отлично знает, что изображает. Он подлинный художник, великолепный рассказчик. Среди стихов бурятских поэтов нам особенно хочется выделить «Лирические миниатюры» Дольена Мадасона. Они полны ярких образов. Мадасон — один из собирателей бурятского фольклора, и его миниатюры сами напоминают произ ведения фольклора. Не говори, что стал ты старым с трухлявым телом, рыхлым станом. А говори про удаль, младость, про сталь былую и про радость.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2