Сибирские огни, 1962, № 8

муки совести. Страдает влюбленная в него Аришка, но ее нравственнее пред­ ставления заставляют действовать про­ тив любимого человека, так как вне нравственных норм наших дней жить им душно и стыдно. По случайному совпадению, главным героем повести «Большая руда» тоже является шофер. Правда, иного склада, чем Николай Хромов. Молодой голос Г. Владимова прозвучал с такой притя­ гательной силой, что имя его с симпати­ ей было произнесено А. Твардовским на партийном съезде, а Н. Погодиным в яростной газетной статье. Молодой пи­ сатель явил способность смело служить высокому призванию художника — рас­ крывать красоту жизни, достоинство на­ шей борьбы за правду. Виктор Пронякин погиб. Он гонялся и за большим рублем. Он добивался сво­ его простецкого, так долго ускользавше­ го счастья. Но уже за несколько минут до гибели в его бескрайне расширившую­ ся душу рухнул такой огромный мир, полный чего-то несравненно большего, чем то, к чему стремился простой и ма­ лость помятый жизнью шофер, такой свет ворвался в его затемненное невзго­ дами сердце, что... Нет, мы не закончим фразы, ибо волнение, вызванное худо­ жественным произведением, не всегда определишь точными, выверенными сло­ вами. Нам вспомнилось вдруг иное. Амери­ канский летчик Изерли, сбросивший на Хиросиму атомную бомбу, воззвал во имя тех, кто заснул под пеплом погуб­ ленного им города, воззвал к человече­ скому братству. Адское пламя, испепе­ лившее десятки тысяч человеческих жиз­ ней, обожгло совесть американского сол­ дата, и летчик Изерли был водворен в психиатрическую больницу, ибо протест его проснувшейся совести чуждо и страшно зазвучал в мире насилия, в ми­ ре жестокости, в мире, покоящемся век власти денежного знака. К. Маркс говорил, что моральные принципы являются теоретическим вы­ ражением практического движения. Мо­ ральный кодекс коммунизма возник не- как произвольное догматическое пред­ ставление, он порожден нормами нашего общественного бытия, рабочим строем коммунизма. Поэтому с такой силой и зазвучал в. нашем искусстве чистый голос совести,, голос чести, голос правды: голос ленинг ской требовательности. ПОПРАВКА В № 6 за 1962 год в статье «Гуманизм Фе­ дина» (стр. 176) по вине типографии выпало две строки: «В отличие от других главных ге­ роев «Костра», которые, по замечанию К. Фе­ дина, входят в роман «ведя за собой прош­ лое», Рагозина мы уже видим данным, таким, каков он есть сегодня».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2