Сибирские огни, 1962, № 8
муки совести. Страдает влюбленная в него Аришка, но ее нравственнее пред ставления заставляют действовать про тив любимого человека, так как вне нравственных норм наших дней жить им душно и стыдно. По случайному совпадению, главным героем повести «Большая руда» тоже является шофер. Правда, иного склада, чем Николай Хромов. Молодой голос Г. Владимова прозвучал с такой притя гательной силой, что имя его с симпати ей было произнесено А. Твардовским на партийном съезде, а Н. Погодиным в яростной газетной статье. Молодой пи сатель явил способность смело служить высокому призванию художника — рас крывать красоту жизни, достоинство на шей борьбы за правду. Виктор Пронякин погиб. Он гонялся и за большим рублем. Он добивался сво его простецкого, так долго ускользавше го счастья. Но уже за несколько минут до гибели в его бескрайне расширившую ся душу рухнул такой огромный мир, полный чего-то несравненно большего, чем то, к чему стремился простой и ма лость помятый жизнью шофер, такой свет ворвался в его затемненное невзго дами сердце, что... Нет, мы не закончим фразы, ибо волнение, вызванное худо жественным произведением, не всегда определишь точными, выверенными сло вами. Нам вспомнилось вдруг иное. Амери канский летчик Изерли, сбросивший на Хиросиму атомную бомбу, воззвал во имя тех, кто заснул под пеплом погуб ленного им города, воззвал к человече скому братству. Адское пламя, испепе лившее десятки тысяч человеческих жиз ней, обожгло совесть американского сол дата, и летчик Изерли был водворен в психиатрическую больницу, ибо протест его проснувшейся совести чуждо и страшно зазвучал в мире насилия, в ми ре жестокости, в мире, покоящемся век власти денежного знака. К. Маркс говорил, что моральные принципы являются теоретическим вы ражением практического движения. Мо ральный кодекс коммунизма возник не- как произвольное догматическое пред ставление, он порожден нормами нашего общественного бытия, рабочим строем коммунизма. Поэтому с такой силой и зазвучал в. нашем искусстве чистый голос совести,, голос чести, голос правды: голос ленинг ской требовательности. ПОПРАВКА В № 6 за 1962 год в статье «Гуманизм Фе дина» (стр. 176) по вине типографии выпало две строки: «В отличие от других главных ге роев «Костра», которые, по замечанию К. Фе дина, входят в роман «ведя за собой прош лое», Рагозина мы уже видим данным, таким, каков он есть сегодня».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2