Сибирские огни, 1962, № 8
Приглядимся к чудаковатым владель цам дребезжащего «Москвича» — к че ловеку в негнущемся пальто и женщине в потертой заячьей шапке — и мы обна ружим в них ироническую аналогию к образу Ивана Капитоновича. Послушаем, как характеризует их сам автор: «Они оба жили жизнью, которую при нято похвально называть простой. И она действительно была проста, как то за снеженное поле, среди которого они сей час ехали, — сколько ни оглядывайся ни вперед, ни назад, не на чем зацепить ся. Он работал завхозом при автобазе, она учетчицей. Все силы души, тела, мозга, все их время до последней мину ты уходило на то, чтоб себе заработать, себе купить, себя развлечь. И высшим жизненным успехом, приносившим им и радость и огорчения, был «Москвич». Радость, когда можно выехать за город, покупаться, раскинуть в траве скатерку с закусками, отмыть до блеска машину. Огорчения, когда нерасторопный шофер грузовика помнет бампер... Они могли думать и беспокоиться друг о друге, но никогда еще не приходилось им волно ваться за других. И не потому, что они были от природы черствы, нет, никто от них не требовал да, пожалуй, никто осо бо и не нуждался в их помощи, так же, как никому и в голову не приходило уп рекнуть их за простоту жизни». Их духовные интересы не шли дальше тесной кабинки собственного «Москви ча», так и душевная жизнь Ивана Капи тоновича полностью исчерпывалась мощ ностями его «энергосистемы». Масштабы иные, но характер духовной деятельно сти схож. Рядом сотрясались миры, гро моздились человеческие судьбы, а тут... каждый замкнут кругом своих интересов. Чужая, непонятная беда толкнулась в сознание скромных владельцев «Москви ча», беда нарушила их оцепенение, раз будила дремавшую человеческую отзыв чивость. Писатель ограничивается иногда толь ко тем, что «ставит вопросы». И если он ставит их верно, уже одна их постановка заставляет задуматься, как за пять ми нут до Нового года задумался «желез ный» руководитель энергосистемы. Пусть ему будет нелегко, тогда он навер няка несколько иначе, необычно для не го, проживет наступающие триста шесть десят пять новых дней. А там — и но вый человек образуется. На Ивана Капитоновича действует новизна нашей жизни. Она сказывается в непримиримости Вадима, в сердечном жаре молоденькой девушки Елочки, она сказалась и в непосредственности по ступков смешноватых владельцев авто- мобильчика-тарахтелки. Правда этой жизни проступает в повести как-то ис подволь, вне плакатной обнаженности, она впечатляюща, она главенствует, она покоряет наше сердце, и она же застави ла «задуматься» Ивана Капитоновича, заставила его и почувствовать, что же лезный шаг его не попадает в ритм окружающей жизни. А если совесть проснулась, она уже наверняка ли шит покоя Ивана Капитоновича, а ведь этого ему и не хватает •— чувства бес покойства, чувства тревоги за людей, за каждого человека. Беззакония эпохи культа ранили со весть партии, ранили совесть народа. И партия мужественно рассказала прав ду о том, что было, рассказала для того, чтобы подобное никогда не могло повто риться. Вот почему в сегодняшних про изведениях советской литературы с та кой страстью обсуждаются проблемы нравственной чистоты, чистоты личной, чистоты общественной. В очень умном, отлично написанном рассказе С. Антонова «Порожний рейс» шофер Николай Хромов говорит: «Что нужно рабочему человеку? Работа, хлеб да правда». Николай Хромов, не выдер жав нажима окружающей его лжи, по жертвовал правдой и, тем самым, изме нил самому себе, ранил свою совесть. Но втягиваясь в преступление, он про должает тосковать по правде. Рассказ ведется от лица молодого журналиста. Поручение написать очерк о герое труда для него первое настоя щее и заманчивое задание. Но ситуация сложилась нестандартная, Николай Хро мов казался то героем, то преступни ком, и в конце-концов растерявшийся журналист загадывает: «Кто же этот оборотень по преимуществу — преступ ник или жертва?» Леспромхоз перевыполнял план за счет того, что машины вывозили лес кратчайшей, зимней дорогой, а в свод ках показывали дорогу вдвое большую, для чего приходилось накручивать спи дометр, а излишки бензина сливать на землю. Николай Хромов и приехавший пи сать о нем журналист застряли в тайге, мотор автомашины заглох, мороз нестер пим, надежд на спасение нет. И два за мерзающих человека ведут свой послед ний разговор «по душам». «Помню, — говорит Хромов, — первый раз загнал машину в сторону, накрутил на спидо метре километры, лью наземь бензин, а у самого — хочешь верь, хочешь не верь — слезы из глаз до колен капают. Мне все одно, поскольку, видать, у нас с то бой последнее интервью...» Н. Погодин говорил, что открыть ге роя — самая святая задача для писате ля. Рассказ С. Антонова относится к произведениям, в которых тема правды взывает к святому стремлению разгадать какое-то явление действительности и в м е ш а т ь с я в движение жизни. Во имя правды, по велению совести, по страстному желанию к штыку прирав нять перо. Шофер Николай Хромов втянут в преступные действн 1 , но его тиранят 1 2 . «Сибирские огни» № 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2