Сибирские огни, 1962, № 8
штабного замаха», при котором пиетет к гулкой меди монументов теснил естест венное для социалистического общества предпочтительное расположение к жи вым потребностям человека. В жизни и самого Ивана Капитоновича произошло «короткое замыкание», мнимая смерть сына пробила предохранители, обычно ограждавшие сердце Соковина от пере грузки,— испуг за сына проник в душу, заставив задуматься над жизнью, заду маться и над тем, верна ли вся система его устоявшихся привычных воззрений. Упрекали писателя и за то, что он не счел нужным раскрыть процесс обезду- шивания бывшего деревенского парня Ваньки Соковина, ставшего красноар мейцем и пролетарием, на каких-то доро гах растерявшего живую любовь к чело веку и ныне насмешливо именующего все это «высокими словами». Но в по добном упреке будет заложено неправо мерное требование к писателю создать иное произведение, совсем не то, что он задумал, а нечто приглянувшееся мечта тельному критику. Художник стремился к иному. В его герое отнюдь не сказывался процесс рас трачивания человеческих достоинств. Они у него и не складывались. В том-то и дело, что в Соковине-старшем отстава ние духовного роста от делового и про фессионально-образовательного и сфор мировало характер, обнаруживший свою антигуманность и внутреннюю чуждость социалистическим общественным отно шениям. Воздействие крутых обстоя тельств встряхнуло душу, и голос обще ственной совести заставил вдруг заду маться над тем, как жить дальше. Известное стихотворение Б. Слуцкого о лириках и физиках не случайно вызва ло такую бурную реакцию. Могущество техники, гигантская власть человека над расколдованными им силами природы с небывалой дотоле остротой поставили перед современностью проблему духов ного достоинства человека. Ведь только что на наших глазах не мецкий фашист, вооруженный техникой, уже пытался морями крови доказать, что физика способна властвовать и без лири ки. А разве сегодня мир не стоит перед опасностью того, что джентльмен с мо ноклем, но без всяких примет душевной деятельности, нажмет роковую кнопку, и энергия, разбуженная физиками, хлы нет на человечество, неся смерть и пол ное забвение лирики. Образом Ивана Капитоновича худож ник напомнил, что необходимость духов ного обогащения человека становится тем настоятельнее, чем теснее становит ся зависимость общества от разбужен ных сил природы. Мы не претендуем на всестороннюю оценку новой повести В. Тендрякова. Повесть привлекла наше внимание тем, что коснулась темы совести, человече ского поведения, ценности человеческой жизни, темы, энергично разрабатывае мой сегодняшней советской литературой. Нужно, однако, заметить, что в отличие от предыдущих произведений, в повести «Короткое замыкание» автор, несколько облегчил своим героям пути. Автор по жертвовал жизнью рабочего на химком бинате, чтобы воочию доказать неправо ту Ивана Капитоновича и справедли вость требования его сына Вадима, на стаивавшего на строительстве при ком бинате самостоятельной электростанции. Соковин-старший ссылался на то, что строить такую ТЭЦ нерентабельно, а разве несчастный случай с рабочим сни мает правомерность проблемы экономи ческой выгоды? Громады людей были двинуты на це линные земли. А разве от того, что кто- то где-то в пути сорвался с поезда и по гиб, что кто-то простыл в необжитой сте пи и обновил погост, разве этим позволе но будет оправдать малодушных, испу гавшихся неизбежных трудностей?! Когда Вадим упрекнул отца, что эко номическая выгода должна отступить пе ред требованиями здоровья и жизни че ловека, Иван Капитонович раздраженно ответил: «Слушай, ты, гнилой гуманист! Не выставляй меня человеконенавистни ком. Я пользы людям принес больше, чем все поэты, идейками которых ты се бя напичкал». Симпатии автора явно на стороне Ва дима, а между тем, кличка «гнилой гу манист» звучит тут довольно насторажи вающе. Чего стоит прекраснодушная фраза, если она ничем не подкреплена. Ведь смехотворна идейка Вадима стро ить карликовые электростанции на авось, на случай аварии в общей сети. Чтобы как-то оправдать ребяческую на ивность Вадима, автор специально каз нит рабочего на химкомбинате. Но разве от этого идейка карликовых станций становится весомее? ■Названный гнилым гуманистом, Вадим заметил отцу: «Я часто думаю, что ес ли б не случилось революции, ты бы в своей Лапшевке, пожалуй, кулаком стал. Сам, может, ходил бы с грыжей, но уж работников-то наверняка в гроб вгонял». Вадим, действительно знавший кула ков лишь «по книжкам», мог еще харак теризовать своего отца внеисторически, попросту как абстрактный тип человека эксплуататорского склада. Но уже автор обязан был придать образу своего «экс плуататора» более наглядную историче скую мотивированность. Предположим, что Соковин-старший действительно человек столь податливой природы, что в старой деревне образо вался бы из бедняков в кулаки, в рево люцию послушно стал красноармейцем и рабочим, ну а почему сегодня превратил ся всего лишь в «железного организато ра» и сковал в своей системе такую на дежную цепь, что человеческой натуре стало тесновато в ее стальных кольцах?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2