Сибирские огни, 1962, № 8
ственной жизни, к характеру литератур ного творчества медицинское понятие «болевого порога». Чем терпимее паци ент относится к своему страданию, тем, говорят, выше у него болевой порог. Для больного такая слабая восприимчивость великая удача, но писателю, замечает автор «Ледовой книги», при недостатке таланта и высоком болевом пороге, без надежно надеяться на успех. Прекрасно сказал Ю. Смуул: «У нас, писателей, болевой порог должен быть не высоким по отношению ко всему во круг, что болит и вызывает боль. Хоро шо, если людские горести мучают нас, прорываются к нам беспрепятственно, становятся частью нас самих, скребут по нашим сердцам. Тогда мы, правда, ско рее изнашиваемся, раньше седеем, тогда в нашей жизни нет подлинного покоя, но жить иначе нет смысла». Всем духом своего творчества В. Тен дряков как бы подтверждает, что жить иначе нет смысла. Но в этой емкой гума нистической теме писатель облюбовал особую область, его преимущественно привлекает процесс морального накопле ния и морального износа человека. В этом отношении благодатнейший ма териал представляет превосходная по весть «Суд». Чего стоит хотя бы фигура старого медвежатника, бесстрашного охотника, запутавшегося в замысловатых сетях моральной казуистики и распла тившегося тяжким нравственным надло мом своей, до того цельной, наивно-бес хитростной натуры. Но повесть эта была уже исследована во многих критических статьях, поэтому целесообразнее обра титься к новому произведению писателя, к его повести «Короткое замыкание». Действие повести начинается в восемь вечера, точнее — без десяти минут, а заканчивается за пять минут до Нового года. Управляющий энергосистемой Иван Капитонович Соковин просил го стей собраться пораньше, он не любил съезда точно к столу, ибо повеселиться следует и до выпивки. Но в тот момент, когда Иван Капитонович радушно рас пахивает перед гостями входную дверь, -це-то среди заснеженного поля, на од ной из опор высоковольтной линии обор вался могучий провод, захлестнул со седние линии и вырвавшееся пламя про резало окружающую тьму. Произошло короткое замыкание. Авария. Как раз перед Новым годом город поглотила тьма. Мастер острого сюжета, напряженной драматической ситуации, В. Тендряков прибегнул к проекции этого «короткого замыкания» на судьбы людей. И тут про изошло аварийное перехлестывание- ха рактеров, и тут вырвалось негаданное пламя, и тут яростно посыпались искры, осветив в людях их, до того затененные черты. В творчестве В. Тендрякова экспрес сия сюжета возникает из напряженности поставленной автором нравственной, проблемы, событийная ткань служит уяс нению душевных ценностей героя. Это своеобразие художественной манеры В. Тендрякова сказалось и в его новой повести. За четыре часа до нового года Иван Капитонович еще полон самоуверенного азарта. Он заявляет, что служит богу энергетики и поэтому жизнь свою про жил удачно. Язвительную реплику сына Вадима он с досадой парирует: «Ах, я не упомянул — любовь к человеку! Да. здравствуют высокие слова! А слова ос таются словами. Моя любовь к машинам, она весома, вещественна». Вадим заме чает, что если столь весомую любовь ма шины выносят, ибо они железные, то люди гнутся. Но уже за пять минут до новогоднего тоста, когда на задумавше гося Ивана Капитоновича начал наплы вать праздничный стол с блюдами залив ного, поросенок с петрушкой в зубах, в голове пронеслось беспокойное, тревож ное: «Через пять минут Новый год, три ста шестьдесят пять дней. Как их про жить? Стоит подумать». События последних четырех часов с такой силой обрушились на каменную душу Ивана Капитоновича, что и ее не сокрушимая порода дала трещину, а за трещиной проглянуло нечто живое, чело веческое, нечто растерянное, способное задуматься над тем, как дальше-то жить. Житейскую философию Ивана Капи тоновича сформулировал, с почтитель ным восхищением, плановик Шацких. Он отвел упрек в узости. Глядите, с ка кой запальчивостью защищает он своего начальника: «Целеустремленность при нимается за узость. На плечах Ивана Капитоновича в каком-то смысле благо получие не одного миллиона людей. Шутка ли... Вблизи трудно окинуть взглядом грандиозное, люди обычно ви дят частности, единичные случаи: такой- то Петр Сидоров обижен, такой-то Сидор Петров несправедливо обойдем. Ворочая громадой, Иван Капитонович неизбежно кого-то придавит, неизбежно по чьим-то судьбам пройдут трещины, чья-то жизнь расколется. Что ж, прикажете над каж дым случаем лить слезу, ломать руки, собирать, склеивать, нянчиться...» Знакомая нам идеологическая уста новка касательно щепки — неизбеншой жертвы при рубке .леса. В недавнем прошлом народ оплатил кровью и потом подобную масштабность восприятия ис тории. Поэтому и неудивительно, что со ветский писатель по-новому задумался над ценностью человеческой жизни, по этому и с особой значительностью зву чат для нас в новой Программе партии нелюбезные Ивану Капитоновичу высо кие слова, посвященные правам чело века. Иван Капитонович — типичное порож дение изживаемого нами периода «мас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2