Сибирские огни, 1962, № 8
Бюрократ убаюкивает свою совесть тем, что в данную минуту действитель но нет еще воможности удовлетворить справедливую претензию трудящегося, больше того, он негодует на жалобщика, посмевшего обеспокоить его несвоевре менным требованием. А слова Н. С. Хру щева учитывают всю сложность кон фликта: фактическую трудность удов летворения требований советских граж дан и полнейшую справедливость этих требований. «Бюрократа это повергает в негодова ние», а вот Маркс некогда выразился, что «стыд—это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь»'. Сергей Голиков отлично понимает первостепенное значе ние Волго-Дона, но он не заматеревший бюрократ, а коммунист, поэтому невоз можность удовлетворить потребность хуторских детей в молоке повергает его в негодование, в стыд, но в смысле, подразумеваемом Марксом. Беспокойст во партийной совести не разрешает Го ликову укрыться за «объективными воз можностями», этой железной формулой пустого сердца. Поэтому он с такой страстью и порывается найти кратчай ший выход из создавшегося положения. И даже если попытка его окажется тщет ной, наши симпатии с ним, с его пылом, с его беспокойством, с его нежеланием примириться. Ведь Голикоз — антипод Кире Георгиевне. Той при п ;рвой же тя гостной встрече захотелось отбыть куда- то подальше, в Рио-де-Жанейро. А стыд, обращенный вовнутрь, пригвождает Го ликова ко всему тому, что требует разре шения, помощи, вмешательства, заботы. Он весьма осведомлен в том, что если лес рубят—щепки летят, но д л я с е б я не ищет в этом успокоения, ибо дети должны быть сыты. В этом он не сом невается. Есть ли тут противоречие? Да, есть! Но это то самое противоречие, коим и движется жизнь. Ведь когда Н. С. Хрущев разглядел рост самосознания в требовании совет ского человека предоставить ему квар тиру, разве не ясно было, что мы дейст вительно не имеем возможности немед ленно и полностью удовлетворить нужду в жилье. Но ведь и сама эта потреб ность так остро возникла в результате роста самосознания наших граждан. Рос сия лапотная на печи валялась, тряпьем укрывалась, а Россия всеобщего средне го образования, Россия коммунистичес кая уже не совмещается с убогостью жи лья. Не будь у нас окончательно размыт контингент «темных людей», неграмот ных, забитых нуждой... не возникла бы нетерпимость к углам, подвалам, избуш кам, баракам, не возникла бы острая тя га к отдельным добрым квартирам. ' К . М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 1, М.. 1955, стр. 371. Наши общественные противоречдя,, даже архипрогрессивные, все же явля ются столкновением желаний и возмож ностей. И как всякое столкновение, онс влечет за собой томления роста, боль преодоления противоречий. Вот эта-то святая, благородная боль общественной ответственности и саднит сердце Сергея Голикова. Председатель райисполкома Орлов рассудком вполне разбирается в приро де противоречий,, но именно это а дает ему возможность отнести отсутствие мо лока у хуторских детей на казенный счет — на себя вину взвалить он отказы вается. • Достоевский тиранил наши сердца же стокой диалектикой жизни. Его герой от казывался оплачивать будущее всемир ное блаженство хотя бы единой слезой невинно замученного ребенка и, как из вестно, возвращал свой входной билет. Но эти муки совести отнюдь не явля лись всего лишь выдумкой величайшего художника мира. Теории страдания воз никали в сознании людей на протяжение многих веков только потому, что в них сказывался жестокий опыт народных масс, то бунтовавших против страдания, то вынужденных притерпеться к нему. За спиной советского человека опыт всемирно-исторической революции, для победы этой революции он шел на вся кие жертвы, но именно потому, что исто рически уже не способен «притерпеться к страданиям». В этом и состоит вели чайшее завоевание нашей революции, трудовой человек уверовал в свое и с т о р и ч е с к о е право на счастье! Человек частнособственнического ми ра еще способен обрести свое счастье в личной удаче, но на историческое пра во процветания он уже не претендует, ибо отлично понимает: чем . круче вверх вывезла его кривая, тем щедрее кем-то было оплачено слезами и кровью его вознесение. Весь смысл сегодняшней программы партии заключен в призыве: «Все для человека, все во имя человека», этом историческом закономерном развитии на шего старого революционного пароля: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Так мы снова возвращаемся к пробле мам совести, личной ответственности и художника за все радостное и все горь кое в жизни. Подлинный художник всегда воплоща ет в своем творчестве совесть народа. Отсюда интимная связь художника со своим временем, — взволнованный собы тиями наших дней, он проверяет свое служение народу, проверяет своего героя беспощадным судом совести. У В. Тендрякова, привлекательнейше го писателя современной советской лите ратуры, нерв его творчества, его пафос —в моральном испытании героя. В «Ледовой книге» Юхан Смуул весь ма удачно применил к явлениям обще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2