Сибирские огни, 1962, № 8
зам произведении В. Фоменко. Секре таря райкама Голикова совесть побужда ет разобраться «в качестве кого он жи вет в районе». Зоотехнику Голубову вполне искренний, но весьма облегчен ный революционный азарт позволяет воскликнуть по адресу своих же товари щей колхозников: «Вот и строй с этими подонками коммунизм!» Старик колхоз ник Лавр Кузьмич, еще в гражданскую войну потерявший ногу в боях за Совет скую власть, заявляет: «А нам надо знать, как жить завтра. Только без брех- ни знать!..» И верный этому требованию говорить «без брехни», писатель воссоз дает действительность во всей ее слож ности и неприглаженности. И именно та кая действительность становится нам близкой и родной. Роман «Память земли» свидетельству ет; что в области искусства отказ от ис пользования «бугоркового» метода, как средства уклонения от схватки, приводит к победе. В этом отношении заметным явлением сегодняшней советской литературы ста ла повесть Г. Владимова «Большая ру да». Бесстрашием правды, напряженно стью нравственного чувства повесть эта верна нашим лучшим традициям. Боль шая руда обнаружилась в карьере лишь после того, как долгими вереницами ма шины упрямо и утомительно вывозили пустую породу. С большим искусством Г. Владимов ведет «вскрышные работы» и вокруг простого советского парня Вик тора Пронякина,. прежде чем под при чудливым нагромождением пустой поро ды блеснет «большая руда» в просыпаю щемся сердце этого паренька, не подо- ¡ревавшего, какими залежами героизма оно было полно. Вокруг суровые, ершистые люди, они не умеют изъясняться парадными сло вами, даже высокие чувства прикрывают нарочитой грубостью. И все это, живое п подлинное, искрится радостью, дымит ся кровью, оно становится родным нам и волнующим, ибо будоражит нашу со весть, заставляет соизмерять и свою жизнь с жизнью Виктора Пронякина, первым повезшим «большую руду»... Несколько лет тому назад один заме чательный авиаконструктор, искренне уверовав, что писатели слабо осваивают в своих произведениях героические ха рактеры только потому, что не встреча ются с ними в жизни, предложил позна комить художников с целой группой лет чиков — отменных героев. Обычное наивное заблуждение, будто главное затруднение для писателя кроет ся в розыске подходящей натуры. Со стороны всегда кажется, что любой по жарник, самоотверженно вытащивший из горящей квартиры перепуганную ба бушку — готовый литературный герой. Остается лишь бойкими словами зафик сировать его подвиг. Но тогда любой авиаконструктор мог бы попутно со своей основной работой, в порядке общественного энтузиазма, снабжать героическим сырьем весь наш Союз писателей. Не происходит подоб ное только потому, что драматург Н. По годин действительно прав: литературный характер — всегда открытие, к тому же открытие в ы с т р а д а н н о е всем на пряжением духовных сил художника. Да, ничего не поделать: творческий ТРУД — наслаждение и гордость, но и на этом ратном поле победу приходится вы страдать, добыть щедрой кровью. Дру гого пути пока нет. И вряд ли киберне тика тут поможет. Н Лесков некогда рассказывал, что' тайный советник Мережковский привел к Ф. М. Достоевскому своего сына, по желавшего посвятить себя сочинитель ству. Ознакомившись с первыми опыта ми молодого человека, Достоевский на звал их сущими пустяками и заметил, что настоящий писатель должен уметь страдать, должен быть готовым к страда нию. На что тайный советник обиженно заметил, что если страдать, то нет ника кого резона быть писателем. Достоевский выгнал вон сановного папашу с его сыном. Необходимость выстрадать свое худо жественное творение нам никак не удаст ся отнести к пережиткам капитализма. Вместе с беспокойством совести, мы на верняка захватим с собой в коммунизм и эту гордую муку творчества. Человек, не искушенный в вопросах специфического, х у д о ж е с т в е н н о - г о творчества, наивно представляет се бе героя в готовом состоянии, отработан ным во всех деталях. Тогда как подлин ный мастер вначале смутно, а потом лишь яснее и яснее начинает различать своего героя сквозь заветный «магиче ский кристалл» творческой фантазии. Ибо сам-то герой не неподвижная ми шень, а нечто весьма подвижное, живое, изменяющееся и поэтому всегда в какой- то степени явление загадочное. Чем на сыщеннее художественный образ, тем более захватывает нас процесс его раз гадывания писателем, следом за кото рым в процесс разгадывания и узнава ния втягивается и читатель. Искусство — всегда открытие, нега- данность, оно немыслимо вне у д и в л е - н и я, ему противопоказаны обусловлен ность ответов. Так нас «удивил» и образ Голикова, секретаря райкома из романа В. Фоменко. Необычный секретарь? Но про «обычного» нам с большей достовер ностью смог бы доложить товарищ, веда ющий «руководящими кадрами». Да мы и сами выскажемся о нем с исчерпыва ющей полнотой. Даже некрологом завер шим свой обстоятельный отчет, отметив в нем, что товарищ, конечно, «сгорел на работе». Все это мы говорим решительно без всякой иронии. И с подлинным уваже-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2