Сибирские огни, 1962, № 8
тражениями минуты, и правды истинной, но не подлежащей оглашению. Повесть В. Некрасова «Кира Георги евна» посвящена правде искусства, утверждению того, что изворачиваться, хитрить искусством нельзя. Острая, обнаженно полемическая по весть эта глубоко современна, художник опровергает приспособленчество, он ве дет бой за реальный, а не «визуальный» хлеб нашей духовной деятельности. В отличие от произведений, в кото рых ловкач от искусства одним прикос новением к достойному типажу незамед лительно заслуживает одобрение руково дящих товарищей, Кира Георгиевна в своем творчестве естественно бодра, в ней нет осознанной корысти. Она тво рит, как и живет, не задумываясь. Она существует весело, беззлобно, с милым Юрочкой она походя вступает в милые, ни к чему не обязывающие интимные от ношения, он позирует ей для скульптуры «Юность», и гордо запрокинутая голова юноши так естественно глядит в небо, ибо и сама Кира Георгиевна не любит огорчать себя лицезрением того, что омрачает земную жизнь. Кира Георгиевна встретила в Киеве институтскую подругу, прикоснулась к ее тягостной, неуютной судьбе, и вот она уже спрашивает своего попутчика: «А может, хватит Киева? Мне что-то за хотелось в Рио-де-Жанейро». Ох уж эти ладно оформившиеся жиз нелюбы, — стоит им малость снизойти к людям, прикосновенным к пенсиям и стипендиям, как их незамедлительно на чинает мутить. Кира Георгиевна и в Рио-де-Жанейро останется сама собой, никому не желающей зла оптимисткой. Ведь она не из худших. В том-то и дело, что в характере Ки ры Георгиевны нет вульгарного приспо собленчества, она вовсе не цинична. Она и с искусством своим возится от души, не лукавя. Она лишь ничем не поступа ется для искусства, как, впрочем, ничем не поступается и для окружающих ее людей. Она от всех что-то берет, ничего не отдавая. И все трое мужчин, с кем связала ее судьба, почувствовали источа емую ею пустоту. Ушел от нее Вадим, ее первый муж, глухое одиночество ско вало Николая Ивановича, второго ее му жа, и даже милый Юрочка забыл о ней, смущенный неправдой ее жизни. Именно спокойствие и породило в Ки ре Георгиевне, говоря словами Л. Тол стого, душевную подлость. И когда Кира Георгиевна, оглянув шись на свою жизнь, с тоской подумала, что в ней «все ложь, ложь», когда стало ей, быть может, впервые в жизни, с т ы д н о — только тогда разглядела она, что ее скульптура «Юность» гордо запрокинула в пространство «безжизнен ную голову», и многое, многое из сде ланного ею оказалось «холодным, мерт вым, придуманным». Чувство стыда, впервые проснувшей ся совести художника, заставило Киру Георгиевну покинуть мастерскую, в ко торой, живя нечистой жизнью, она пы талась без всякого «беспокойства и тре воги» глядеть в небо. Но оказалось, что неправда ее жизни заволокла перед нею и небо ее искусства. Повесть В. Некрасова современна в самом достойном смысле этого слова,— в специфической области искусства по весть воплотила очистительный дух вре мени, борьбу нашей партии с самодо вольством и равнодушием эпохи культа, борьбу за человека, призванного в труде и борьбе утверждать высокую правду коммунизма. В романе В. Фоменко «Память зем ли» примечательна фигура секретаря райкома Сергея Голикова, угловатого, беспокойного парня, чья нетерпимость к неправде не мирится с услужливостью «тренированной совести». Голиков «сравнивал сегодняшнюю свою работу с фронтом. В наступлении, в цепи, боец совершает перебежки, падает за бугор ки, стреляет. Делает это со всеми одина ково и вместе с тем по-своему. Можно больше стараться бить в цель, а можно больше укрываться за бугорком. И сами перебежки один делает для того, чтобы быстрее приблизиться к рубежу атаки, а другой — чтобы скорее упасть за спа сительный бугорок. Как ты поступаешь — по первому или по второму способу— со стороны не видно. Тут дело твоей высокой солдатской совести или, наобо рот, подлости». И Голиков мучительно задумывается над тем, не похожи ли его нынешние действия на «бугорковый» способ перебежек, когда больше дума ешь не о том, как поразить врага, а как бы укрыться от опасности. Между требованием совести, солдат ского долга бить в цель, и естественным стремлением укрыться за бугорок, су ществует бесконечное количество вариа ций поведения. В ином солдате «бугор ковый» способ закрепляет труса и пре дателя, в другом солдате приближение к врагу, боль за сраженного рядом това рища превозмогают страх, вызывают святую ненависть, закаляют, толкают к подвигу. Сила, бесстрашие советской литерату ры сказывались в способности охватить всю сложность переживаний массы лю дей, оказавшейся в солдатских цепях, ведущей бой за новую жизнь, за комму нистическую правду. И достижения этой литературы также зависели от того, в какой мере и сам художник преодолевал «бугорковый» метод преимущественного залегания, отгораживания от опасно стей. Те самые новые явления нашей жиз ни, которые, по признанию Е. Мальцева, «перевернули» его представления и по будили написать роман «Войди в каж дый дом», благотворно сказались и в но-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2