Сибирские огни, 1962, № 8
•-ежой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестает быть обыва телем»'. Усилившаяся в литературном творче стве личная интонация порождена осве жающим стилем жизни, она свидетель ствует о росте личности, о повышении гражданского самосознания советского человека. Человек с большей проникно венностью ощутил свою ответственность перед громадой действительности. Культ как бы узурпировал право гражданина на «беспокойство и тревогу», а в этом и состояло у с ы п л е н и е с о в е с т и . Поэтому вся деятельность партии после 1953 года направлена к возбуждению революционной активности народа, тру дового человека. На мартовском Пленуме ЦК (1962 г.) товарищ Г. А. Наливайко, директор Ал тайского научно-исследовательского ин ститута сельского хозяйства, с горечью воскликнул: «Товарищи! Известно, что в период культа личности не разреша лось работать над принципиальными во просами земледелия... В течение более четверти века ни один институт не рабо тал над коренными вопросами земледе лия» («Правда» от 9 марта 1962 г.). В гневных словах ученого только глухой не услышит голоса воспрянувшей сове сти, ее четвертьвековой боли. «За далью — даль» А. Твардовского, «Дневные звезды» О. Берггольц нельзя рассматривать всего лишь как очередные достижения талантливейших поэтов. В этих произведениях сказалась граждан ская ответственность, присущая лучшим явлениям нашего искусства. Октябрь ская революция провозгласила обязан ность каждого трудового человека управ лять государством. Как же может разви ваться искусство этой страны вне «беспокойства и тревоги» о судьбах мира? Конечно, человек, оглохший к голосу совести, заменивший его почтительней шим уловлением номенклатурных эмо ций, сочтет такие слова, как «беспокой ство и тревога», чем-то устаревшим, при личествующем лишь обстановке классо вого членения общества. В наше время, мол, беспокоиться надлежит только на чальствующему составу. Но истинный поэт всегда объят «тоскою могучей», для него всегда «доспех тяжел, как перед боем» и только в этом его право на воз глас: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! В неподкупности искусства — протест против всех видов порабощения челове ка, искажения его духовных сил. Отсю да — со времен Белинского — представ ление о величайшей слитности нрав ственного и эстетического идеалов. 1 А. Б л о к . Сочинения в двух томах. Т. II. ГИХЛ, М.. 1955, стр. 233. Представлению о том, что голос сове сти является всего лишь пережитком ин дивидуалистического сознания, соответ ствует беллетризированная пропаганда вреднейшего и пошлейшего тезиса, будто советская действительность для своего воплощения в искусстве и не нуждается в духовных исканиях художника, трети руемых как «субъективность». Более то го, разносчики подобного усладительного радикализма уверяют, что окружающая нас действительность до того впечатляю щая, что и недобросовестный субъект, обладающий спасительной «техникой письма», способен одним лишь прикосно вением к ходкой натуре плодить шедев ры искусства. Подобных ремесленников- приспособленцев и имел в виду А. Твар довский, когда в речи на партийном съезде утверждал, что расцвечивание «средствами художественного оформле ния» готовых идей не дает никакого при бытка, ибо смахивает на выполнение мо локопоставок маслом, купленным в ма газине. При круговращении масла по маршру ту магазин — колхоз — магазин про дукт превращается в фетиш плана, в не что мистически отчужденное от желудка человека. Вся практика партии после 1953 года, все выступления Н. С. Хру щева, посвященные проблемам подъема сельского хозяйства, направлены к то му, чтобы взамен сказовой видимости вернуть мерам веса и объема их вещест венную сущность. Предположение, будто бы выигрыш ная тема — гарантия удачи, что со весть — это рудимент душевной дея тельности, что в искусстве существует механическая способность — минуя ду шу художника — воспроизводить дей ствительность, все это повторяет в сфе ре духовной деятельности осужденную партией практику подмены реального хлеба агитационно-вычислительным. В Программе партии оптимизм совет ской литературы не отделим от обличе ния всего того, что мешает развитию в нашем обществе самых прекрасных форм жизнеутверждения. Ибо это опти мизм борьбы, оптимизм правды, умею щей быть не только доброй, но и суро вой. Советской литературе присуще бес страшие, — стоит ли обольщать себя не правдой и утверждать, что в искусстве культ личности прошел легкой тенью? Пусть время это и не оставило геогра фических мет, но от этого могилы не стали забытыми и менее многочислен ными. «Пролетариат нуждается в правде». Эти слова из повести Эм. Казакевича «Синяя тетрадь». Верный духу ленин ских высказываний, художник проникно венно воспроизвел речь вождя револю ции, его утверждения, что нет особой правды «руководителей» и правды для масс, условной правды, диктуемой сооб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2