Сибирские огни, 1962, № 8

тор, писатель-гражданин, разглядел за бесспорньши рекордами мастера свино­ водства индивидуалистку, бесстыдно за­ ставляющую весь колхоз отрабатывать ее славу. На ферме знатной свинарки все было правдой. Никаких приписок. И все было ложью и подлостью. Ибо коро­ вы колхоза не давали молока, куры — яиц, овцы — шерсти, корма шли толь­ ко на знатную свиноферму, а колхозный трудодень оставался самым тощим по району. По этому поводу у меня состоялась примечательная беседа в редакции жур­ нала. Своего собеседника я знал давно, поэтому разговор велся в доверительно­ дружеских тонах. Ласково похлопывая меня по плечу, он говорил примерно следующее: — Ну, что ты, чудак-человек, приду­ мал! Где же это видно: все газеты шу­ мят о знатной свинарке, портреты ее пе­ чатают, поэт успел стишок о ней тис­ нуть, того гляди ее в Англию пошлют, а ты, чудо-юдо, хочешь, чтобы я под ко­ рень авторитет ее подсек. Да кто мне это позволит? Я сослался на то, что авторитет тут липовый, что все это неминуемо раскро­ ется, ибо успехи фермы лишены здоро­ вой экономической основы. Собеседник и слушать не хотел возражений. — Что ты,— продолжал он,— не по­ нимаешь партийного интереса. Ведь ав­ торитет получился уже не личный, а об­ щественный, г о с у д а р с т в е н н ы й!!! — и редактор вонзил палец ввысь, а гла­ за его так и источали мудрейшую поли­ тическую хитринку. — Может, стерва эта и облапошила районных губошлепов, но теперь дело пропащее, организован­ ная ею слава принадлежит всем нам и находится уже в сфере государственных интересов. С политической точки зрения и невыгодно кузькину мать ей прописы­ вать, — и редактор затрясся в мелких смешинках. Мой собеседник относился явно к про­ слойке деятелей, в глубине души убеж­ денных, что партийность как высоко­ нравственная мера общественного пове­ дения есть нечто условное, устанавлива­ емое и регламентируемое начальством. Для таких людей совесть — остаточное явление, ею и забора не подпереть. Какой глубочайший смысл в том, что членом президиума XXII партийного ■-ъезда была избрана молодая работница, текстильщица Валентина Гаганова. Че­ ловек из народа, она своим подвигом во­ площала мораль нового мира, мира ком­ мунизма, противопоставленного всем формам лжи угнетательского общества. Чистота нравственного чувства, ставше­ го государственным интересом, побудила Гаганову пренебречь материальной вы; годой и перейти в отстающую бригаду. Совесть, да-да, совесть толкнула моло­ дую работницу помочь отстающим по­ другам. В отличной статье «По какой правде жить?..» Д. Николаев справедливо отве­ тил литератору, почувствовавшему сму­ щение при упоминании о суде совести и усмотревшем в этом лишь пережиток религиозного сознания, что «человек с чистой совестью» — это и есть тот, для которого коммунистическая мораль не формальная «обязанность»,а проявление натуры, ибо совесть— «человеческое ка­ чество, которое мы и можем и должны брать с собой в коммунизм» («Вопросы литературы», 1961, № 11, с. 103). По смердяковской логике, если нет бога — нет возмездия, тогда все дозво­ лено и совесть перестает быть помехой. Но ведь это философия лакейства! Само появление взволнованной, ду- шевно-пристрастной статьи Д. Николае­ ва, затем статьи Ф. Светова «Нрав­ ственный кодекс героя» («Вопросы лите­ ратуры» № 3, 1962 г.) — свидетельство обострившегося интереса к проблемам общественного поведения человека. Статья Д. Николаева называется «По ка­ кой правде жить?..». Она посвящена проблемам человеческой совести, ибо в Программе партии сказано: «В процессе перехода к коммунизму все более воз­ растает роль нравственных начал в жиз­ ни общества, расширяется сфера дейст­ вия морального фактора и соответствен­ но уменьшается значение администра­ тивного регулирования взаимоотношений между людьми». В тот же час, когда делегаты съезда избирали Валентину Гаганову, они по­ чтили память и своего черного брата, африканца Патриса Лумумбы, погибше­ го в борьбе с неправдой и тем обессмер­ тившего свое имя. И в эти же дни в ре­ дакцию газеты «Известия» потоком шли гневные письма советских людей, возму­ щенных тем, что в далеком Ашхабаде чета злобных двуногих, покидая город,, вырубила некогда ими посаженные пло­ довые деревья. Что сахалинскому рыбаку до конго­ лезца, а донецкому шахтеру до ашхабад­ ских древонасаждений? «Что он Гекубе?' Что ему Гекуба, что он плачет о ней?» Сила страстной мечты советского че­ ловека сделала его сопричастным всей людской боли, всем высоким радостям,, всему прекрасному и утверждающему жизнь. Поэтому страна наша и стала маяком передового человечества, поэто­ му совесть каждого из нас не может ми­ риться с существованием расиста в Юж­ ноафриканской республике, и с тем, что где-то под Воронежем мощный тягач во­ лочил рельс по кукурузному полю, чьей- то злой волей прикрывая неправду. Л. Толстому принадлежат слова: «Спокойствие — душевная подлость»'. Более деликатно выразился А. Блок: «Тот, кто поймет, что смысл человече- 1Лев Т о л с т о й . П. с. с., т. 60. Гослитиздат.. М., 1949, стр. 231.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2