Сибирские огни, 1962, № 8
духовном довольствии не мешало бы со стоять каждому бойцу нашего искус ства. Но если уже следовать похвально му совету, придется признать, что Га стелло идут на таран только раз в жиз ни, тогда как шумливые попугаи, щего ляющие в оперении «броской фразеоло гии», до обидного живучи. А когда даже умный, талантливый драматург Н. Пого дин замахнулся на критику, то попутно устроил ей такую вселенскую смазь, вы рыл такую силосную яму для общего квашения... . Нет, эту надсадную тему не стоит тревожить, ибо статья Н. Погодина при мечательна все же не своими огрехами, а энергией справедливого негодования против литературных пройдох, отлично прирабатывающих на броской фразеоло гии. На первый взгляд, критика травополь ной системы земледелия к литературе касательства не имеет. Между тем, по ассоциации, сколько раздумий вызывает она и на темы, сугубо связанные с про шлым и настоящим нашей литературы. Вильямс насильственно, буквально лок тями, проталкивал свою систему земле делия, разделывался со своими оппонен тами вне всяких рамок товарищеской дискуссии. Отвечая на критику академи ка Прянишникова, он заметил, что нуж но ясно осознать, на какой стороне бар рикады находишься. В ответ на возра жения ученого Дояренко Вильямс зая вил, что в его открытом и нагло изде вательском тезисе виден враг. Знакомые мотивы! И в литературе проталкивание локтями успешнее осу ществлялось под той же угрозой. В сель ском хозяйстве стратегия локтей приво дила к сокращению урожайности. А ка кой мерой измерить вред, причиненный такой стратегией художественному сло ву? Председатель колхоза М. А. Посмит- ный, спасая реальный хлеб, еще мог се ять озимую пшеницу, а в сводках вели чать ее яровой, но обнаженное слово ис кусства, идущее от сердца к сердцу, не может прибегнуть даже и к такой свя той неправде. Вот почему А. Твардов ский в речи на XXII съезде и сослался на слова Льва Толстого по поводу его любимого героя — Правды. В примечательной статье «Идти в жизнь!» Е. Мальцев с волнением и ис кренностью рассказывает, какие явления действительности «перевернули» его представления, побудив отказаться от хождения по выборочным усадьбам и на писать роман «Войди в каждый дом». Писатель приводит эпизод, весьма напо минающий историю с М. А. Посмитным, хитростью спасавшим колхозный хлеб. «Как-то мне пришлось присутство вать на техническом совете МТС, на ко тором шла речь о сенокосе. На совете выступали председатели колхозов, ди ректор МТС, бригадиры тракторных бригад. Все они в один голос говорили о том, что к сенокосу все готово ■— и ма шины и люди, и завтра уже можно и должно выезжать на луга. Однако, ког да разошлись все участники совета, ди ректор МТС и один из председателей неожиданно пригласили меня провести завтрашний день на рыбалке. Признаться, я был немало удивлен. — Но вы же завтра начинаете сено кос?! — И не собираемся, — загадочно улыбаясь, сказал председатель. — Тра ва еще не подошла, лучше всего ее ко сить,через неделю, а то и дней через десять... — Но к чему же тогда весь этот спек такль? Все эти разговоры на совете? Вы ходит, вы обманывали всех? Здесь же был представитель из области. ■— Вот мы ради него этот совет и про вели, — не расставаясь со своей много значительной улыбочкой, пояснил пред: седатель. — Мы не врали, у нас на са мом деле все готово — и люди, и маши ны, хоть завтра на луга. Но если ему сказать правду, он вытащит нас на бю ро, где нас будут прорабатывать, что мы запаздываем с сенокосом, отстаем от других районов. А так все будет в ажу ре — он приедет в область, доложит, что у нас все в порядке, а мы как раз в это время приступим к сенокосу. Для нас ведь главное—побольше кормов загото вить, отчетами коров не накормишь... > («Вопросы литературы», 1961, № 10, с. 118— 119). Реальная жизнь советского общества противопоставляла извращениям культа критерий народной пользы, прибегая по нужде и к «святой неправде». В этом сказывались трагические издержки куль та, и лишь политической и теоретиче ской беспечностью вызывались попытки рассматривать честность как нечто «диа лектическое», принципиально условное Председатель колхоза заметил писателю, что отчетами коров не накормить, поэто му он вынужден во имя благой цели хит ростью обойти представителя областного руководства. По существу, этот человек, болеющий за общественное добро, все же втягивался в процесс калечения людей. Ибо «святая неправда» неизбежно при водила к тяжким и трудно учитываемым моральным издержкам. Глубокомысленный обыватель склонен противопоставить обыкновенной правде правду особую, якобы специально пре парированную «из высших соображе ний». А правда есть одна, правда рево люции, правда нашей неугасимой веры в непобедимость коммунизма. Это и есть правда, без которой нельзя жить, за ко торую можно умереть. Однажды мой друг, отлично знающий деревню, наотрез отказался писать по за казу панегирик сверхзнатной свинарке. Знатная свинарка ставила рекорд за ре кордом, и самые резвые очеркисты за ней не поспевали. Но вдумчивый литера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2