Сибирские огни, 1962, № 8
г^ ш т Анат. ГОРЕЛОВ ГОЛОС СОВЕСТИ В конце минувшего года, а точнее— 12-го декабря, писатель Н. Погодин вы ступил в газете «Известия» со статьей «Герой нашего времени», которую без преувеличения следует признать одним из самых сердитых, но и самых здравых литературных рассуждений последних лет. С волнением и непосредственностью истинного чувства драматург заметил, что многое из того, что пишется о совре менном герое, оказывается «простой ли тературной болтовней, засоряющей моз ги читателя». Писатель высмеял наивные представ ления, будто из соединения пяти или де сяти положительных качеств, присущих настоящему советскому человеку, полу чится искомый романом, кинематогра фом, театром образ героя, способного озарить наше искусство. Первым ' конструктором идеального героя выступила гоголевская Атафья Тихоновна, — это ее осенила идея сфаб риковать идеального жениха из отбор ных ингредиентов: носа Ивана Кузьмича, губ Никанора Ивановича, развязности Балтазара Балтазаровича и дородности Ивана Павловича. По иронии судьбы, методологию засидевшейся , в невестах купеческой дочки, взыскующей идеаль ного жениха, в следующем столетии с наибольшей ретивостью отстаивали не которые представительницы прекрасно го пола (Протопопова и др.), в течение нескольких лет публично мечтавшие об идеальном герое «со всей безответствен ностью броской фразеологии», скажем мы энергичными словами Н. Погодина. «Открыть героя — вот вечная загад ка и самая святая задача для писателя, если он способен ставить перед собой святые задачи». Поэтому Н. Погодин и высмеял предположение, согласно кото рому можно до художника и за худож ника наметить образ героя, а художник «запомнит, запишет все наши положе ния и по ним создаст... героя нашего времени». И в запальчивости мавтера, глубоко возмущенного безответственным вторже нием в его действительно трудную сферу творчества, Н. Погодин резюмирует: «Куда легче и спокойнее заниматься ма ниловскими рассуждениями о герое на шего времени, хорошо зная, что тебе са мому его писать не придется». Нам понятно негодование заслужен ного драматурга, которого не раз крити ческие светофоры ошарашивали багро вым подмигиванием, пугая разверстыми на его пути безднами. Но все же заме тим, что до художника и за художника действительно нельзя создать характер ный именно для его таланта образ, но вот Белинский, касаясь романа «Обыкно венная история», безусловно, подсказы вал Гончарову Илью Ильича Обломова. Он полагал, что Адуева-младшего сле довало разоблачить не как «делового человека», а как романтика. Поэтому критик и утверждал: «Автор имел бы скорее право заставить своего героя за глохнуть в деревенской дичи в апатии и лени, нежели заставить его выгодно слу жить в Петербурге и жениться на боль шом приданом»'. Настоящий критик способен многое подсказать художнику, если его рекомендации являются не свое волием капризной мечтательности, а порождены мудрым пониманием дейст вительности. Полагаю, что с этим согласится и Н. Погодин. Иначе он не назвал бы Бе линского, в этой же статье, «законодате лем в литературе». Апеллируя к именам Белинского и Добролюбова, драматург рекомендует и современным критикам обзаводиться умом, талантом, смелостью и принципиальностью. Кстати, на таком ‘ В. Г. Б е л и н с к и й. П. с. с., т. 10; стр. 342.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2