Сибирские огни, 1962, № 7

— Перестань свистеть! — кричит мать из-за двери. Генка выходит. Спускается с крыльца. И теперь ему — наплевать на всех. Вот захотел пойти в кино — иду! Важно только захотеть, как следу­ е т ,— так говорит Гринька-Гаврош. 3 Какой-то невидный человек проходит в кабинет заведующего сбере­ гательной кассой. На нем штатская одежда, но из-под брюк выглядывают сапоги, и шляпа на нем сидит явно непривычно, как деревенский брыль, открывая лоб. Это деталь —но не мелочь, так как мелочей в природе не существует, а в обществе — тем более. Если инспектор милиции, не желая привлекать внимания своей формой, пришел — значит, у него есть дело, а это может иметь отношение ко многому и ко многим. Инспектор, предъявляя удостоверение, говорит: — Да вы не беспокойтесь, пожалуйста! Мне только нужно выяснить, для консультации заинтерсованных органов, какой порядок существует в сберегательных кассах, когда клиент сдает свои облигации государствен­ ных займов на хранение в кассу. Где они хранятся? Все вместе — облига­ ции и сертификаты — или раздельно? Каким путем производится провер­ ка выигрышей? Кто, персонально, имеет доступ к сейфам? Как оформ­ ляется уведомление держателя госзаймов? Он вынимает портсигар, предлагает заведующему. Тот отказывается. «Разрешите?» — говорит инспектор. Заведующий кивает головой. Инспек­ тор закуривает. — Для консультации! — повторяет он успокоительно. 4 Военные сводки уже не передаются по радио. У всех на устах имена Ким Ир Сена, который заканчивает в Корее ликвидацию опорных пунктов оккупантов, Сукарно — который в Индоне­ зии возглавил национальный фронт сопротивления, Хо Ши Мина — кото­ рый во Вьетнаме оказался во главе борьбы против иноземных захватчи­ ков, Бандеранаике — который поднял флаг независимости Цейлона, вызы­ вая этим ненависть ее врагов, Джавахарлала Неру — который в Индии, без печали расставшись со своими белыми сахибами, закладывал основы новой политики неучастия в военных союзах, У Ну —который выдвинул идею Бирманского Союза, Нородома Сианука — который в Камбодже объединил вокруг себя всех, кому была ненавистна многолетняя зависи­ мость от пришлых поработителей, принца Суфанувонга — который в Ла­ осе добивался объединения страны в национальное государство. Во всей Азии пока идет война... Но в этой войне есть свои тонкости. Кто-то дерется за освобождение от власти иностранных монополий, а кто-то только за то, чтобы переменить одного иноземного господина на другого — более щедрого. И всплывают на поверхность, как дерьмо на воде, всевозможные ли сын маны, бао дай, нго динь дьемы и прочие. И добрая Америка, христианская Америка, где политический деятель не может произнести ни одной речи без упоминания боженьки, если даже предметом разговора является ядерная бомба, добрая Америка щедро подбрасывает оружие всем, всем, всем — кроме подлинных патриотов, ра­ зумеется! — предвкушая возможность оказаться в Азии на месте своих союзников, выперев их оттуда под шумок. И добрая Америка, протестант­ ская Америка, баптистская Америка, где речь президента кончается сло­ вами: «И да поможет мне бог!» — полегоньку, потихоньку выдвигает свои форпосты ко всем мировым коммуникациям: ее военные базы возни­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2