Сибирские огни, 1962, № 7
интересом, вызывает мысли, созвучные современности, учит нас... Науке классо вой ненависти? Зовет на подвиг вечно живыми примерами воли и бесстрашия? Преданности делу рабочего класса? Да, конечно, и этому. Но в основном, и в этом своеобразие авторского подхода к традиционной теме советской литерату ры, рассказы о войне учат... труду, вос певают такие великолепные человече ские качества, как мастерство, знание, дают примеры умелого применения этих знаний на благо народа. Рассказ «Вызывайте 5...5...5...» пос вящен подвигу рабочих радиостанции на колчаковской Заполярной метеорологи ческой базе Юшар. За попытку к дезер тирству пятерых рабочих приговаривают к расстрелу. Но в последний момент их помиловали, потому что иначе некому было бы обслуживать рацию. Осознав силу своих знаний и мастер ства, рабочие обращают их на борьбу с белогвардейцами. Они начинают умыш ленно путать радиограммы, срывают пе редачи между другими городами. Борьба пятерых людей, вооруженных техниче скими навыками, оказывается весьма значительной силой, способной нанести урон в масштабах вражеских фронтов. Ну, а если знания и умение достались человеку неопределенной классовой ори ентации? Нужен ли такой специалист? Каково его место в жизни? Решению этих вопросов посвящен следующий рас сказ «Свинцовый залп». Жалким, смешным человечком с вис лым красным носом от привычки загля дывать в рюмку предстает в рассказе виртуоз-наборщик из «Электрической типографии Корзинкин и сын». На груди он носит сразу два банта — черный, анархистский, и — зеленый, эсеровский, а сам служит колчаковцам. Попав в плен к красным партизанам, он постепенно преображается: начинает разбираться в событиях, осознает свою классовую принадлежность. Газета «Пар тизанская правда», которую он делал спервоначалу по приказу, становится ого боевым оружием, «свинцовым зал пом». Полиграфист добровольно' вызываг ется участвовать в партизанском налете на типографию и погибает в бою. Но он успел выпустить по врагу не один «свин цовый» сокрушительный залп, успел обучить наборному делу одного из пар тизан. Ореолом героизма венчает автор труд, мастерство, устремленные на де ло революции. О выдающемся мастере своего де ла •— старом лоцмане Матвее, о его подвиге рассказывает М. Зуев-Ордьгнец в рассказе «Чусовая — сердитая река». Автор любуется умелыми, решительны ми действиями своего героя, когда лов ко и бесстрашно проводит лоцман бар жу с белогвардейским оружием через бесчисленные преграды бурливой Чусо вой с тем, чтобы устроить аварию именно в том месте, где находится пар тизанская засада. И то, что Матвей не сразу, но неизбежно приходит к пони манию своего места в схватке двух ми ров, что его умение приносит крупный успех красным, вновь и вновь подчерки вает центральную мысль книги: человек труда, обладатель огромной силы, не должен и не может служить злу! Как по-современному звучит сегодня эта мысль, когда усилиями, гением боль ших умов, великого человеческого мас терства раскрепощена небывалая мощь атомного ядра, когда созданы тончай шие машины и механизмы! Где вы, соз датели, по какую сторону баррикад? Ко му будут служить ваши открытия? Вы не имеете права отдать их могучую си лу врагам человечества! Нарождающемуся мастерству агита- тора-большевика посвящен рассказ «Со леные рубахи». Но на эту тему создано очень много произведений, и надо чест но сказать, что «Соленые рубахи» в об щем ряду будут далеко не на первом месте. Автор не нашел интересных убе дительных поступков для своего героя, не показал этапов его внутреннего рос та, и потому мы решительно отказыва емся восхищаться такой неяркой лич ностью, не очень верим в его таланты подпольщика. Совершенно естественно, что и другой герой рассказа — крюч- ник-казах Аспан, раскрывающийся во взаимосвязи с основным героем, столь бледно очерченным автором, становится неубедительным. Отчего, спрашивается, произошел бурный рост сознательности Аспана от анархиствующего бунтаря до самоотверженного подпольщика? Не от того же в самом деле, что по доброте душевной он несколько раз выручал из беды неудачливого парнишкуи«комисса- ра»! Мотивировка явно неудачная. Путаное ощущение оставляет и за ключительный рассказ сборника — «На лет на Бек-Нияз». Прочтешь и не пони маешь — о чем, собственно, шла речь? То ли о любопытном случае нашествия на железнодорожную станцию термитов, которые превратили в прах все вплоть до шпал и телеграфных столбов, пре рвав тем самым сообщение станции с внешним миром? А может быть, это ка- кой-то символ? Термиты по ходу расска за неожиданно превращаются в басма чей. Их налет отбивает специальный истребительный поезд, вызванный, впро чем, по ошибке (была получена неокон ченная телеграмма об угрозе нападе ния). Возможно, что подобная путаница действительно помогла расправиться с басмачами. Но она никак не помогает нам распутать туманное содержание рассказа. Решая стилевую задачу, М. Зуев-Ор- дынец смело пошел на творческий риск: всех своих отрицательных героев окра сил густо-черной краской, а всех поло жительных — светлой. И он выиграл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2