Сибирские огни, 1962, № 7

ег литературу и историческое прошлое своего края. — У Ивана Федосеевича, — говорит штор, — удивительное чувство истории. Он как бы всем существом своим ощу­ щает, как история русская, великая на­ ша литература тесно связаны с землей, на которой он живет, составляет одно целое с его собственной, райгородского крестьянина, жизнью». Сила Ивана Федосеевича в том дове­ рии, которое оказывают ему колхозники и районная парторганизация. Вот поче­ му, несмотря на все наскоки людей типа Василия Васильевича и Жугина, он всегда выходит в борьбе с ними победи­ телем. более четверти века успешно возглавляет самый богатый в районе колхоз. Характерная особенность «Сухого ле­ та» — лиричность, хотя очерк и создан на документальном материале. Лиризм повествования придают поэтические за­ рисовки картин природы и частые автор­ ские отступления. Но подход к природе у Дороша не столько эстетический, сколько практически-деловой. Писатель любуется и цветущими травами и лесом, но испытывает особенную радость от дождя, которого райгородцы с таким не­ терпением ждали все лето: «Дождь спорый, грибной. Он неутоми­ мо падает и падает на землю, частый, с некоторым шипеньем. Теперь грибы пой­ дут. И картошка, говорят, поправится. А капусте дождь уже не поможет, ее червь съел. Зато отава отрастет, на что на­ деялся Александр Сергеевич, секре­ тарь райкома. Для озимых же дождь— ущее благо. Страшно было подумать, что станут сеять в горячую и сухую :емлю». Нам понятна эта радость — радость человека, живущего едиными интереса­ ми со всем народом, болеющего за судь­ бы людей и урожая. Злободневность «Сухого лета» сейчас особенно ощутима. Многие проблемы, юднятые Е. Дорошем в очерке, были ¡редметом большого разговора работни­ ков сельского хозяйства на зональных овещаниях, состоящихся сразу же пос­ ле XXII съезда партии. С . Щ е г л о в ОГНИ НОРИЛЬСКА И ОЛЕНЬЯ УПРЯЖКА /~*лава советского Таймыра идет по ^ всей стране. Я купил эту книгу на Новотульском 186 металлургическом заводе. В киоске у подножия недавно построенной домны-ги­ ганта увидел знакомые контуры нориль ских заводов, изображенные на красоч­ ной обложке. И знакомую фамилию се кретаря Таймырского окружного комите­ та КПСС Дмитрия Захаровича Соболева, который все решительнее и увереннее вступает на писательский путь (брошю ра «Преображенный Таймыр», изданная в Красноярске в 1960 г., повесть «Поло водье», напечатанная год назад в но­ рильской газете «Заполярная правда»). На этот раз книжка издана в Москве1. Правда, после текста значится: литера­ турная запись А. К. Любошиц. Однако предыдущие работы Д. Соболева по­ казывают, что он вполне владеет сло­ вом. «В краю легенд» — историко-краевед­ ческий очерк. Со знанием дела расска зьгвает автор о горестной истории доре волюционного Таймыра, о становлении советской власти, коллективизации и индустриализации в Приенисейской тун дре. Объем брошюры не позволил дать обо всем этом обстоятельного повество­ вания, и во многом автору приходится ограничивать себя скороговоркой, о мно­ гом —• вовсе умолчать. Но главные све дения читатель получает. История советской власти на Таймыре изучена мало. Делаются первые шаги. Поэтому публикация Д. Соболева, яв ляется весьма.ценной. Надо надеяться, что он будет продолжать и расширять свои изыскания, и мы получим со време­ нем обстоятельный труд по истории и экономике советского Таймыра. В бро шюре дана характеристика колхозов Таймыра, рассказывается о лучших лю дях — оленеводах, охотниках, первых таймырских земледельцах. Есть в книжке короткая фраза, кото­ рая о многом скажет человеку, мало зна­ ющему, что такое кочевая жизнь таймы ровцев. Говоря о колхозе «Красный промышленник» (на Хантайском озере), Д. Соболев сообщает: «Теперь в посел­ ке есть баня, общепринятым стало но шение белья». Это же очень много для ранее заби­ тых людей Таймыра! Но разве только это? Книга насыще на цифрами и фактами, говорящими о культурно-экономическом росте таймыр­ ских народностей. Участие оленеводов и охотников в государственном и общест­ венном управлении, школы, медицинское обслуживание, радиоприемники в домах и чумах, телевизоры в Дудинке... Вот главное, раскрытию чего посвящена бро шюра «В краю легенд». На ее обложке — огни Норильска. Ря­ дом — оленья упряжка. Закрывая книгу и глядя на это - невольно думаешь: а Норильска то в ней 1 Д . 3 . Соболев. В краю легенд. М. «Зна ине», 1961.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2