Сибирские огни, 1962, № 7
/^шмтот рение : И. Ш е х о в ц о в ЛЕТОПИСЬ колхозной жизни С? очерковой литературе второй по- ловины пятидесятых годов, посвя щенной теме колхозной деревни, вид ное место занимает «Деревенский днев ник» Ефима Дороша. В предисловии к книге автор пишет: «В... дневнике нет и строчки вымысла , и это обстоятельство побудило меня изменить имена людей, о которых идет речь, несколько иначе на звать городок и озеро, на котором он стоит, переименовать расположенные во круг деревеньки и села. Городок я на звал Райгородом»... Е. Дорошу полюбилась скромная яро славская природа, «пришлись по душе люди, сноровистые, быстрые мыслью ра-' ботники, чуть ли не тысячу лет возде лывающие землю». Рисуя облик совре менной ярославской деревни, говоря о перспективах развития колхозного строи тельства, писатель часто обращается к историческому прошлому этих мест, бы ту и культуре, многовековому укладу жизни и особенно крестьянскому опыту хозяйствования на земле. Подобные экс курсы в прошлое естественны. Они вы званы тем, что Е. Дорош богатую «собы тиями современность с ее хозяйственны ми, бытовыми и культурными проблема ми» пытается осветить не только с пози ции завтрашнего дня, но и с учетом опы та прошлого, чтобы возродить те луч шие традиции, которые приемлемы в на ших социалистических условиях. «Деревенский дневник» Е. Дороша це нен не только как оригинальное худо жественное явление в нашей литерату ре. Его практическая ценность в том, что всем своим содержанием он нацелен на преодоление отставания сельского хо зяйства нечерноземной полосы, на со здание таких условий в колхозной де ревне, которые бы обеспечили новый скачок в сельскохозяйственном произ водстве. «Сухое лето» — новая глава «Дере венского дневника» *. Здесь встречают ся те же самые действующие лица, со бытия развертываются все в том же Райгороде и его окрестностях, только уже летом 1960 года. Композиция очерков несколько нео бычна и своеобразна. Они строятся из отдельных дневниковых записей, фраг ментарных отрывков, на первый взгляд как будто ничем не связанных между со бой. Однако объединяющим сюжетным центром, связывающим звеном здесь служит личность самого автора, его на блюдения и впечатления, его оценки яв лений и событий. Авторские коммента рии придают повествованию не только публицистическую остроту, но и ярко выраженную эмоциональность. Очерк «Сухое лето» написан в спо койной, сдержанной манере. Не торо пясь, обстоятельно и деловито расска зывает автор, казалось бы, обо всем, что попадает в поле его зрения. Ему д& всего есть дело: и до полукруглых слу ховых окошек в избах местных жителей, напоминающих «что-то языческое», и до семян сельдерея, которых нет даже в магазине «Сортсемовощь», и до табуна лошадей, которых «гонят на базу Загот- скота, на передержку, пока не освободит ся место на мясокомбинате» и т. п. и т. Д. 1 Е. Дорош. Сухое лето. «Новый мир»,. 1961, № 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2