Сибирские огни, 1962, № 7

/^шмтот рение : И. Ш е х о в ц о в ЛЕТОПИСЬ колхозной жизни С? очерковой литературе второй по- ловины пятидесятых годов, посвя­ щенной теме колхозной деревни, вид­ ное место занимает «Деревенский днев­ ник» Ефима Дороша. В предисловии к книге автор пишет: «В... дневнике нет и строчки вымысла , и это обстоятельство побудило меня изменить имена людей, о которых идет речь, несколько иначе на­ звать городок и озеро, на котором он стоит, переименовать расположенные во­ круг деревеньки и села. Городок я на­ звал Райгородом»... Е. Дорошу полюбилась скромная яро­ славская природа, «пришлись по душе люди, сноровистые, быстрые мыслью ра-' ботники, чуть ли не тысячу лет возде­ лывающие землю». Рисуя облик совре­ менной ярославской деревни, говоря о перспективах развития колхозного строи­ тельства, писатель часто обращается к историческому прошлому этих мест, бы­ ту и культуре, многовековому укладу жизни и особенно крестьянскому опыту хозяйствования на земле. Подобные экс­ курсы в прошлое естественны. Они вы­ званы тем, что Е. Дорош богатую «собы­ тиями современность с ее хозяйственны­ ми, бытовыми и культурными проблема­ ми» пытается осветить не только с пози­ ции завтрашнего дня, но и с учетом опы­ та прошлого, чтобы возродить те луч­ шие традиции, которые приемлемы в на­ ших социалистических условиях. «Деревенский дневник» Е. Дороша це­ нен не только как оригинальное худо­ жественное явление в нашей литерату­ ре. Его практическая ценность в том, что всем своим содержанием он нацелен на преодоление отставания сельского хо­ зяйства нечерноземной полосы, на со­ здание таких условий в колхозной де­ ревне, которые бы обеспечили новый скачок в сельскохозяйственном произ­ водстве. «Сухое лето» — новая глава «Дере­ венского дневника» *. Здесь встречают­ ся те же самые действующие лица, со­ бытия развертываются все в том же Райгороде и его окрестностях, только уже летом 1960 года. Композиция очерков несколько нео­ бычна и своеобразна. Они строятся из отдельных дневниковых записей, фраг­ ментарных отрывков, на первый взгляд как будто ничем не связанных между со­ бой. Однако объединяющим сюжетным центром, связывающим звеном здесь служит личность самого автора, его на­ блюдения и впечатления, его оценки яв­ лений и событий. Авторские коммента­ рии придают повествованию не только публицистическую остроту, но и ярко выраженную эмоциональность. Очерк «Сухое лето» написан в спо­ койной, сдержанной манере. Не торо­ пясь, обстоятельно и деловито расска­ зывает автор, казалось бы, обо всем, что попадает в поле его зрения. Ему д& всего есть дело: и до полукруглых слу­ ховых окошек в избах местных жителей, напоминающих «что-то языческое», и до семян сельдерея, которых нет даже в магазине «Сортсемовощь», и до табуна лошадей, которых «гонят на базу Загот- скота, на передержку, пока не освободит­ ся место на мясокомбинате» и т. п. и т. Д. 1 Е. Дорош. Сухое лето. «Новый мир»,. 1961, № 7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2