Сибирские огни, 1962, № 7

Л и т е р а т у р н ы е п о р А. К Л И Т К О МИХАИЛ СКУРАТОВ Трудно представить себе сибирскую поэзию без стихов и песен одного из ста­ рейших ее представителей •— Михаила Скуратова, чье имя впервые появилось на журнальных страницах более 35 лет вместе с именами И. Уткина, Л. Мар­ тынова, И. Мухачева. В нем, поэте рез­ ко своеобразном, поражает верность од­ ной теме, редкая слитность с родной, вскормившей его почвой, что и придает теплоту и цельность лучшим его поэти­ ческим произведениям. Первое стихотворение поэта увидело с/вет, когда автор его был совсем моло­ дым человеком. Но в ту пору — только что отгремела гражданская война — поэты взрослели быстро, а у М. Скура­ това за плечами был уже опыт несколь­ ких профессий и немало пройденных до­ рог. Не бесследными оказались и об­ стоятельства детства и юности. Он ро­ дился в старинном сибирском селе Уяны, в семье железнодорожного служащего— коренного старожила. Детские годы прошли в Иркутске и в небольших си­ бирских городках и предместьях, среди простого трудового люда, политических ссыльных, приискателей, с их рассказа­ ми о седой и полулегендарной старине. В год революции М. Скуратов — уче­ ник горного училища в Иркутске. В ка­ честве практиканта побывал он на Лен­ ских золотых приисках и в шахтах, мно­ го ездил. В тяжелые дни колчаковщины и последовавшей разрухи пришлось ра­ ботать грузчиком и лесосплавщиком. Но было сильное желание учиться и по­ святить себя литературе, не покидала мечта стать слушателем университета. Работая в самом начале 20 годов в иркутской газете «Власть труда», М. Скуратов начал писать стихи. Силь­ но сказалось влияние среды. Вокруг га­ зеты в короткий срок сложилась группа начинающих поэтов, ставших впоследст­ вии известными литераторами: И. Ут­ кин, Д. Алтаузен, И. Молчанов-Сибир- ский, В. Друзин. Это боевое содружеств! молодых пролетарских писателей изда­ вало собственный альманах и выпустило* два сборника своих произведений Чле ны кружка объявили решительную вой ну декадентству и успешно выступали' против последователей его в самом Ир­ кутске. Первые стихи М. Скуратова, опубли­ кованные в газете, страдали абстракт ностью и риторичностью. Как-то один и:; его тогдашних читателей, человек, зна­ ющий жизнь, сказал ему: «Зачем вы пи­ шите о мировом, космическом? Пишите о своем родном Иркутске, о своей Сиби­ ри, о месте, где вы живете, где роди­ лись, о себе, о своих родичах, тогда вы откроете глаза на самого себя и найде­ те свой голос в поэзии...» «Мысль эта поразила меня, — вспоминал позднее поэт. —- Она была глубоко верной, при зывала к изображению самой жизни». Этот небольшой эпизод имел важное значение для всего последующего пути молодого поэта... В 1924 году он посылает свои новые стихи в журнал «Сибирские огни», и они принимаются. С этих пор М. Скуратов: уже не прерывает поэтической работы. Журнал в те годы объединял очень различных по своему складу и темпера­ менту поэтов, но большинству из них был свойственен пафос борьбы за новое, ненависть к миру уходящему. Одно из центральных мест, естественно, занима­ ла тема гражданской войны. Быстро ста­ ли популярны ясные и доходчивые по форме песни и баллады И. Уткина, пол­ ные драматизма стихотворные новеллы Л. Мартынова. Первые стихи, опубликованные М. Скуратовым в журнале, свидетельст­ вовали о том. что в литературу вошел поэт со своим лицом, своей темой. Ни­ чего нарочитого не было в его строках»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2