Сибирские огни, 1962, № 7
роша, мировоззрение очень ясным и правильным, но как они соотносятся с художественностью? И мы снова отвеча ем: именно потому, что С. Сартаков яс но увидел новые явления в сложной об ласти морально-этических отношений, он сумел раскрыть их читателям. Написан ная в лирических тонах, его повесть пол на теплого юмора. Картина «первого ле дохода» в общей жизни Маши и Кости, широкие, полные солнечного света ени сейские пейзажи, дружная работа брига ды, где работает Барбин, — все это и многое другое изображено так, что кни га С. Сартакова сразу запомнилась, как явление интересное и удачное. Примеры, приведенные в этой статье, свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что советская литература стремится по стичь новые явления в нашей переходной эпохе, что советские писатели и сейчас добиваются успешного решения своих задач. Но из этого еще не следует, что «ни полностью вооружены знанием дей ствительности, овладели в совершенстве коммунистическим мировоззрением. По ка что эстетические запросы народа опе режают развитие нашего искусства. С ориентацией на высочайшую от ветственность художников всех видов ис кусства перед народом и выдвинуто в Программе КПСС положение, полное глубокой веры в могучие силы творцов эстетических ценностей эпохи комму низма: «Советская литература и искус ство, проникнутые оптимизмом и жиз неутверждающими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспи тательную роль, развивают в советском человеке качества строителя нового ми ра. Они призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспита ния». Следуя традициям великого Ленина, настойчиво подчеркивавшего, что у ис кусства есть свои специфические зако ны, что нужно необычайно бережно и чутко руководить художниками, помо гать им, Программа КПСС определяет сложность эстетического освоения мира и все права работников искусства на ин туицию, вдохновение, творческое вообра жение: «Перед писателями, художника ми, музыкантами, деятелями театра и кино открывается широкий простор для проявления личной творческой инициа тивы, высокого мастерства, многообра зия творческих форм, стилей и жанров». Важно лишь понять, что нет и не мо жет быть зрелого вдохновения, верной интуиции и воображения без передового мировоззрения, без ясной точки зрения на мир. Мировоззрение не «прилагает ся» к творчеству. В общей сокровищнице достоинств художника оно составляет ос нование, почву, без которой нет и не мо жет быть цветов прекрасного. 12 - «Сибирские огни» № 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2