Сибирские огни, 1962, № 7

все же мы имеем право сделать один важный вывод: чтобы написать эту по­ весть, писатель должен был подняться в своем философском понимании истории и настоящего гораздо выше, нем в пре­ дыдущих произведениях. Суть событий он постиг, образ Ленина осознал в ре­ альных и наиболее характерных его чер­ тах. Это и есть развитие, обогащение пи­ сательского мировоззрения, равняющего­ ся на задачи, поставленные партийной программой. Странно было бы видеть, чтобы фило­ софия не пронизывала философскую по содержанию повесть. Речь идет лишь о качестве философского мировоззрения, которое в «Синей тетради» очень высо­ ко. Но для того, чтобы показать, как оно проявляется и развивается у многих ху­ дожников, мы хотим сказать всего лишь несколько слов о лирико-бытовой пове­ сти С. Сартакова, по своим жанровым признакам далеко отстоящей от «Синей тетради». Как и «Синяя тетрадь», повесть «Не отдавай королеву» — произведение, по­ священное в первую очередь не событи­ ям, обстоятельствам или коллективному герою в его абстрактной одежде, а конкретным людям. Одни из них, такие как Илья Шахворостов, противопостав­ ляют себя обществу, другие, как Кошич- Казбич, мучительно поднимаются вверх, третьи, как Костя Барбин и его товари­ щи по бригаде, стремятся осуществлять моральный кодекс будущего. Мы хотели обратить внимание читате­ лей лишь на те эпизоды повести, где речь идет об отношениях Кости Барби- на, его жены Маши и Шуры Королевой, художественно разрешенных С. Сартако- вым на уровне современных философ­ ских представлений о морали и нравст­ венности. Напомним ситуацию, создавшуюся в связи со сложными взаимоотношениями трех героев. Костя и Маша — счастли­ вые супруги. Жизнь их прекрасна, полна очарованием молодой и прочной любви и дружбы. А рядом с ними живет Шура Королева — человек, запутавшийся в грязных делах Шахворостова, как-то да­ же причастная к его преступлениям. Но Костя Барбин проницательно увидел в ней то подспудное, хорошее, иногда на­ ивное и робкое, что обязывало начать бой за нее, чтобы освободить ее от ко­ росты прошлого, помочь без оглядки войти в новый мир честного труда. На протяжении всей повести идет этот бой за человека, и бой очень мучи­ тельный, с победами и поражениями. Он усложнен тем, что Шура полюбила Ко­ стю, и кое-кому со стороны кажется, что друг семьи Барбиных непременно станет ее разрушительницей. Конфликт произ­ ведения и основан в известной мере на том, что мораль новую разглядеть и по­ нять гораздо сложнее, чем оглядываться на старую. И пока Костя страстно, но не всегда умело помогает Шуре, родителям Маши представляется, что в семье их дочери назревает излюбленная драма прошлого — драма обманутой жены и обманщика мужа и торжество «злодей­ ки-разлучницы». Но ничего такого в повести «Не отда­ вай королеву» не происходит. «Тре­ угольника» нет и не будет в жизни Кос­ ти Барбина и его жены Маши. Не испол­ нятся предсказания родственников, при­ выкших по требованиям морали прошло­ го измерять все «треугольниками». Костя не примет советов «доброжелателей» и не отвернется от хорошей женщины только из-за того, что кому-то по каким- то «железным» правилам морали «не­ удобно» и «неприлично» видеть Короле­ ву в «чужом» доме. И Машу не смутят разговоры из-подворотни, рассчитываю­ щие задеть и возбудить в ней чувство «собственности», подтвердить всей си­ лой «юридических» оснований ее «пра­ во» на мужа. Повесть С. Сартакова утверждает но­ вые права и новые отношения в совре­ менном советском обществе и тем самым отодвигает на второй план стоявшую в мировой литературе острую и злобо­ дневную на протяжении столетий тему, классически раскрытую в романах Баль­ зака и Льва Толстого, Флобера и Гол- суорси, Мопассана и Драйзера. Из этого, конечно, не следует, что смысл и содержание произведений толь­ ко что названных великих й больших писателей исчерпываются семейно-быто­ выми конфликтами, образующими «тре­ угольники»: Анна Каренина — Алексей Вронский — Алексей Каренин (Лев Толстой) или Ирэн — Соме Форсайт — Босини (Голсуорси) и т. д. Но из этого не следует также, что они не важны са­ ми по себе: быт и политика, семья и об­ щество не отделены глухими перегород­ ками. В советской литературе последних лет зазвучали иные мотивы. Произведение «Не отдавай королеву», например,, явно перекликается с такими требованиями морального кодекса строителя коммуниз­ ма, как «коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного»; «гуманные отношения и взаим ное уважение между людьми: человек че ловеку друг, товарищ и брат». С. Сар таков «предугадал» провозглашенные в Программе заповеди коммунизма, пото­ му что сама Программа составлялась, как мы уже говорили, не из умозритель­ ных требований «должного», «идеально­ го», а на основе того, что уже складыва­ ется, вырастает в нашей жизни и что не могло, поэтому, пройти мимо писателя с зорким взглядом. По поводу повести «Не отдавай коро­ леву» нам хотелось бы сказать очень ко­ ротко то же самое, что мы. говорили от­ носительно повести «Синяя тетрадь». Философская тенденция, может быть хо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2