Сибирские огни, 1962, № 7
все же мы имеем право сделать один важный вывод: чтобы написать эту по весть, писатель должен был подняться в своем философском понимании истории и настоящего гораздо выше, нем в пре дыдущих произведениях. Суть событий он постиг, образ Ленина осознал в ре альных и наиболее характерных его чер тах. Это и есть развитие, обогащение пи сательского мировоззрения, равняющего ся на задачи, поставленные партийной программой. Странно было бы видеть, чтобы фило софия не пронизывала философскую по содержанию повесть. Речь идет лишь о качестве философского мировоззрения, которое в «Синей тетради» очень высо ко. Но для того, чтобы показать, как оно проявляется и развивается у многих ху дожников, мы хотим сказать всего лишь несколько слов о лирико-бытовой пове сти С. Сартакова, по своим жанровым признакам далеко отстоящей от «Синей тетради». Как и «Синяя тетрадь», повесть «Не отдавай королеву» — произведение, по священное в первую очередь не событи ям, обстоятельствам или коллективному герою в его абстрактной одежде, а конкретным людям. Одни из них, такие как Илья Шахворостов, противопостав ляют себя обществу, другие, как Кошич- Казбич, мучительно поднимаются вверх, третьи, как Костя Барбин и его товари щи по бригаде, стремятся осуществлять моральный кодекс будущего. Мы хотели обратить внимание читате лей лишь на те эпизоды повести, где речь идет об отношениях Кости Барби- на, его жены Маши и Шуры Королевой, художественно разрешенных С. Сартако- вым на уровне современных философ ских представлений о морали и нравст венности. Напомним ситуацию, создавшуюся в связи со сложными взаимоотношениями трех героев. Костя и Маша — счастли вые супруги. Жизнь их прекрасна, полна очарованием молодой и прочной любви и дружбы. А рядом с ними живет Шура Королева — человек, запутавшийся в грязных делах Шахворостова, как-то да же причастная к его преступлениям. Но Костя Барбин проницательно увидел в ней то подспудное, хорошее, иногда на ивное и робкое, что обязывало начать бой за нее, чтобы освободить ее от ко росты прошлого, помочь без оглядки войти в новый мир честного труда. На протяжении всей повести идет этот бой за человека, и бой очень мучи тельный, с победами и поражениями. Он усложнен тем, что Шура полюбила Ко стю, и кое-кому со стороны кажется, что друг семьи Барбиных непременно станет ее разрушительницей. Конфликт произ ведения и основан в известной мере на том, что мораль новую разглядеть и по нять гораздо сложнее, чем оглядываться на старую. И пока Костя страстно, но не всегда умело помогает Шуре, родителям Маши представляется, что в семье их дочери назревает излюбленная драма прошлого — драма обманутой жены и обманщика мужа и торжество «злодей ки-разлучницы». Но ничего такого в повести «Не отда вай королеву» не происходит. «Тре угольника» нет и не будет в жизни Кос ти Барбина и его жены Маши. Не испол нятся предсказания родственников, при выкших по требованиям морали прошло го измерять все «треугольниками». Костя не примет советов «доброжелателей» и не отвернется от хорошей женщины только из-за того, что кому-то по каким- то «железным» правилам морали «не удобно» и «неприлично» видеть Короле ву в «чужом» доме. И Машу не смутят разговоры из-подворотни, рассчитываю щие задеть и возбудить в ней чувство «собственности», подтвердить всей си лой «юридических» оснований ее «пра во» на мужа. Повесть С. Сартакова утверждает но вые права и новые отношения в совре менном советском обществе и тем самым отодвигает на второй план стоявшую в мировой литературе острую и злобо дневную на протяжении столетий тему, классически раскрытую в романах Баль зака и Льва Толстого, Флобера и Гол- суорси, Мопассана и Драйзера. Из этого, конечно, не следует, что смысл и содержание произведений толь ко что названных великих й больших писателей исчерпываются семейно-быто выми конфликтами, образующими «тре угольники»: Анна Каренина — Алексей Вронский — Алексей Каренин (Лев Толстой) или Ирэн — Соме Форсайт — Босини (Голсуорси) и т. д. Но из этого не следует также, что они не важны са ми по себе: быт и политика, семья и об щество не отделены глухими перегород ками. В советской литературе последних лет зазвучали иные мотивы. Произведение «Не отдавай королеву», например,, явно перекликается с такими требованиями морального кодекса строителя коммуниз ма, как «коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного»; «гуманные отношения и взаим ное уважение между людьми: человек че ловеку друг, товарищ и брат». С. Сар таков «предугадал» провозглашенные в Программе заповеди коммунизма, пото му что сама Программа составлялась, как мы уже говорили, не из умозритель ных требований «должного», «идеально го», а на основе того, что уже складыва ется, вырастает в нашей жизни и что не могло, поэтому, пройти мимо писателя с зорким взглядом. По поводу повести «Не отдавай коро леву» нам хотелось бы сказать очень ко ротко то же самое, что мы. говорили от носительно повести «Синяя тетрадь». Философская тенденция, может быть хо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2