Сибирские огни, 1962, № 7
ду реальной возможности пролетарской революции в самое ближайшее время до ходят до того предела, когда бывший со ратник Ильича превращается в его про тивника. Ленин думает об этом с безмер ной горечью, выходя из шалаша по# дождь. И перед ним раскрывается пей заж северной стороны, полный огромно го символического значения, составляю щий как бы могучий, страстный акком панемент к лейтмотиву мучительнейших переживаний человека, переживаний, от которых невыносимо болит сердце: «Дождь скоро превратился в грозовый ливень. Молнии, подобно пиявкам, то и дело безжалостно впивались в покатую твердь неба, и казалось, что, вкусив его, напившись его огненной крови, зажига лись и отпадали от него и мгновенно гасли, сытые, и пропадали в невидимом громовом полете, чтобы через минуту впиться в его плоть в другом месте. Дрожащие деревья и кусты то ярко осве щались, то пропадали в густейшем мра ке. Прямой ливень огромной силы, тяже лый, как свинец, бил и бил по земле и отражался от нее миллионами мельчай ших брызг, похожих в свете молний на медленный дым, относимый в сторону ветром». Есть что-то зловещее и грозное в этой картине разбушевавшейся стихии. Пей заж сам по себе дает зримое художест венное впечатление о каждой детали, о каждой подробности. Создается такое острое, прямо физическое ощущение хо лода, бесприютности, слякоти, что начи нает душа болеть за Ленина, втиснувше гося в стог сена. И именно потому, что гроза так неистова и свирепа, удивитель но точно совпадают с ней тревожные раздумья Ильича о политических битвах, которые он перенес, о близких товари щах, которых он потерял, о том, как трудно бороться с бывшими соратниками по общей борьбе. Лейтмотив звучит все громче, вот он уже сливается с раската ми оглушающего грома. И мы по воле писателя, ведущего нас за собой по вол нам разыгравшейся бури, вспоминаем, что уже стоит перед влюбленным в жизнь Лениным призрак сокрушающей болезни, о которой пока знает лишь он один, который вскоре окажут свою зло дейскую поддержку отравленные пули эсерки Каплан и которая через шесть с половиной лет сведет в могилу самого человечного из всех людей на земле. Да, пейзаж у Э. Казакевича очень многозначителен. Он помогает нам пред ставить себе Ленина во всей его челове ческой сущности, Ленина, который, при всей ясности и величии своего ума, не так-то просто отказывается от мысли явиться на суд провокаторов из Времен ного правительства и никак не может понять психологию предательства Мали новского. «Дитя человечества», — ска зал нам о Ленине М. Горький, и мы ви дим в рисунке Э. Казакевича человека, по-детски чистого душой, самого живого и непосредственного. Но Ленин в минуты мучительных дум. конечно, далеко не весь Ленин. И это. очень хорошо известно Э. Казакевичу. И не случайно тот же эпизод с грозой нахо дит у него примерно то же разрешение, какое глубоко драматическая тема, но с оптимистическим звучанием находит в музыкальном произведении большого композитора. Как в симфонии раскаты гнева и ноты скорби сменяются мажор ными звуками радости и счастья, так и- в «Синей тетради» (и не только в дан ном конкретном эпизоде, а в каждой си туации) торжествует сила стальной чело веческой воли, раздумья о сложных кон фликтах и противоречиях, невзгодах и несчастьях сменяются ослепительным1 блеском жизнерадостного мироощуще ния, а глубочайшее сознание своей пра воты, непреоборимая уверенность в близкой победе революции дает Ленину все новые и новые силы идти вперед, сквозь все преграды мерзкой клеветы Бурцевых и Милюковых, отбрасывая' прочь и бывших своих сторонников, ис пугавшихся нарастающего революцион ного шквала. Эпизод грозы находит свое разреше ние в юмористической концовке, как бы еще раз подтверждающей, что перед на ми живой и мудрый, и очень простой, и очень жизнелюбивый человек. Ленин увидел смешно испугавшегося грозы Ко лю и вновь вернулся «на милую землю с ее заботами и делами». «Ливень стал утихать. Ленин закрыл глаза, постоял так с минуту, глубоко вздохнул, вытер руками мокрое лицо и, словно стерши вместе с водой свое тяжелое настроение, почти весело прошептал: — Коля. Мальчик встрепенулся. — Кто там? — Собака Треф...» Как было преодолено Лениным выз ванное серьезнейшими причинами гнету щее состояние, как его могучая воля противостояла грозе, как весело по смеялся он над знаменитой ищейкой Треф, пущенной по его следу агентами Временного правительства, — во всем этом так много непосредственности, жи вости, что философская по своей сути: повесть оказалась одновременно совер шенно наглядной художественной кар тиной с рельефными характерами, заду шевными пейзажами, с массой вырази тельных и точных деталей. Художники не часто приоткрывают двери, ведущие в сокровенные тайники художественного творчества. Если, проч тя статью В. Маяковского «Как делать, стихи», мы в какой-то мере начинаем представлять себе трудный, извилистый путь к созданию такого произведения как «Сергею Есенину», то о том, как Э. Казакевич создавал свою «Синюю- тетрадь», мы пока ничего не знаем. И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2