Сибирские огни, 1962, № 7
мысль выработала ряд неоспоримых об щих и специфических законов и катего рий художественного творчества. Один из них — закон о единстве общего и ча стного, типического и индивидуального, но всегда в образе индивидуального. Еще Гегель справедливо говорил, что какими бы широкими ни были стремле ния художника к типическому, они всег да приводят к изображению этого харак тера, т. е. индивидуального героя. Плюшкин, Чичиков, Собакевич, Татьяна Ларина, Евгений Онегин — типы огром ного общественного (положительного или отрицательного) значения. Но они в то же время живые, непосредственные об разы. Так говорил Белинский. Фауст — тип, воплощающий в себе важнейшие черты общественного характера немцев второй половины XVIII века, но он од новременно и герой во всей своей непо средственности. Так говорил Чернышев ский. В самом деле, если вместо личности создавать образ коллектива, вместо ин дивидуальной судьбы рисовать преиму щественно события и обстоятельства, то отпадает надобность в психологическом раскрытии личности. А мы утверждаем, что психологическое обоснование харак тера героя наших дней, та толстовская «диалектика души», о которой говорил Н. Г. Чернышевский, в своем обогащен ном виде, вобравшая в себя опыт Чехо ва и М. Горького, Драйзера и Голсуор- си, Леонова и Федина, должна выйти и уже выходит на первый план. Именно этого требует сама жизнь, ибо, как это отмечено в Программе КПСС, человек идет к коммунистическому обществу, не упрощая свой душевный склад и харак тер, а неизмеримо обогащая его. Н. По годин прав. Признаки нового, коммуни стического в личности Валентины Гага новой — налицо. Факты всем известны. Но пока никто и даже сама она не суме ли во всех деталях и подробностях в рас крытии внутренних, сокровенных психо логических мотивов показать, как созрел тип человека, не только бескорыстно, но и с каким-то материальным ущербом для себя помогающего десяткам работниц стать передовыми людьми своего време ни. Развертыванием пусть самого ув лекательного сюжета, охватывающего смысл только самого события, патетиче ским акцентом на самом факте тут мно гого не достигнешь. Без глубочайшего психологического анализа, включающего в себя всю цепь переживаний, душевных мотивов, оттенков при переходе от од ного состояния к другому, художнику никак не обойтись. Утверждая, что художник раньше дру гих должен выполнить программные тре бования и вооружить себя передовыми знаниями в области философии, полити ки и эстетики, совершенно необходимо показать, как этот процесс уже соверша ется. Ведь Программа КПСС, выстав ляя новые исторические задачи, ориен тируется главным образом не на желае мое, а на то, что уже появляется в жиз ни и обещает развиться в будущем, на то, что уже имеет корни в настоящем. Нам хочется поэтому хотя бы на не которых примерах показать, что, во- первых, генеральная линия искусства связана с изображением именно судьбы человека, а через нее и судьбы челове ческого общества, что, во-вторых, метод психологического изучения человека на ших дней завоевывает все большие пра ва, что, в-третьих, писатели нашей эпо хи сознательно совершенствуют, обога щают свое мировоззрение. Одно из программных произведений нашего времени как бы заранее было полемически заострено против взглядов Г. Березко и К. Симонова и носит наз вание «Судьба человека». При этом ник то не сомневается, что судьба Андрея Соколова очень многое проясняет в судьбе советского общества. Сейчас не случайно развивается жанр лирическо го романа и повести, уже в силу своих свойств требующий внимания именно к человеческой личности («Знакомьтесь, Балуев» В. Кожевникова, «Горный ве тер» и «Не отдавай королеву» С. Сарта- кова, «Дневные звезды» О. Берггольц, «Капля росы» В. Солоухина и т. д. и т. п.). Герои этих и других произведений уже во многом помогают нам понять, как становятся, зреют, развиваются герои нашего времени, что нового они обнару живают в своих чувствах, мыслях, по ступках. Повесть «Синяя тетрадь» сразу за звучала в нашей литературе, привлекла внимание читателей. Одобрение и под держка повести в печати были вполне заслужены писателем. Творческий путь Э. Казакевича может служить очень убе дительной иллюстрацией к общеизвест ному положению Н. Г. Чернышевского: великая, значительная идея, оплодотво ряющая произведение, вызывает к жиз ни и соответствующую ей прекрасную эстетическую форму. Произведение, сла бое в идейном отношении, как правило, оказывается слабым и по своему худо жественному строению. Достаточно со поставить повести «Звезда» и «Двое в степи», чтобы согласиться с эстетиче ским законом революционого демократа. Лаконичность характеристик первой по вести, стремительность действия, точ ность в изображении характеров, резко очерченная психология героизма проти востоят расплывчатой ткани второй, ее сентиментально надрывной интонации, ее неглубокому психологизму. В «Синей тетради» что-то неуловимо напоминает стиль «Звезды». И когда на чинаешь внимательно вчитываться в страницы широкого по размаху и очень экономного по форме произведения, ста новится ясно: философское мышление, выраженное в связи с трагедийным под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2