Сибирские огни, 1962, № 7
звено цепи нужно ухватиться художни кам, чтобы быстро двигаться по пути к глубокому овладению мировоззрением коммунизма. Здесь сказано: «Главная линия в развитии литературы и искусст ва — укрепление связи с жизнью наро да, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действитель н о с т и, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодейст вует движению общества вперед». Эта линия не впервые определена Программой, она выдвигалась и обосно вывалась во всех важнейших партийных документах последних лет. Причем, как раньше, так и теперь, к сожалению, не до всех писателей и читателей доходит сокровенный смысл эстетического зако на, сформулированного партией. Ведь не случайно тревога именно по этому пово ду звучит и в уже упомянутой статье Н. Погодина. Отображение и воспроиз ведение жизни в искусстве некоторые понимают как ее механическое копиро вание. Отсюда — требование медиков— изобразить как можно точнее «медицин скую жизнь»; бухгалтеров — «бухгал терскую жизнь» и пр. Отсюда — чита тельские требования о совершенно до стоверном изображении той или иной стройки, того или иного предприятия. Так, например, хотя со дня выхода ро мана Ф. Таурина «Ангара» прошло не мало лет, на Иркутской ГЭС все еще «обижаются» на писателя за то, что он не сфотографировал всей подлинной ис тории возникновения и работы гидро станции. Но если читательские требования можно оправдать их совершенно искрен ними добрыми намерениями, тем более, что никто не вправе помешать художни ку осуществить свой оригинальный за- \ш сел, то гораздо хуже, когда даже не которые писатели думают, что правда жизни в том и состоит, чтобы копиро вать, с достоверностью зеркала отра жать увиденное в жизни на страницах книг. Разве мало еще у нас так называе мых «производственных» и «сельскохо зяйственных» произведений, единствен ным оправданием которых является клятва писателя: написал то, что видел, фамилии и факты даже документами можно подтвердить. Нет, не о таком видении и воспроизве дении художником правды жизни идет речь в партийном документе «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» и в Программе КПСС. За внешней простотой формулировок, пото му и ясных, отточенных, что они глубо ко обдуманы и выношены, скрывается их сложное философское и политическое содержание. Дело идет не о формальном изучении теории и не о той связи с жизнью, которая достигается «творче скими командировками» с непременным торжественным обязательством «худо жественно осветить строительство Крас ноярской ГЭС», или «показать новые сдвиги в Барабинской степи». Знать жизнь народа и правдиво, высокохудо жественно воспроизводить ее, — это оз начает, что писателю нужно с помощью тех данных, которые отличают его от «простых смертных», т. е. с помощью своего таланта, выработать зоркий взгляд на жизнь, своими философскими, политическими и эстетическими гранями образующий общее коммунистическое мировоззрение. При этом очень важно установить, где и что именно должен искать этот зоркий взгляд. Заранее придуманные, иногда, казалось бы, очень остроумные умо зрительные схемы, как правило, приво дят художников к ошибочным выводам. Два советских писателя, исходя, очевид но, из различных побуждений, предло жили в последнее время по существу од ну и ту же точку зрения на нашу дейст вительность и на соответствующее ее воспроизведение в искусстве. Внешне эта точка зрения весьма соблазнительна! Раньше в жизни и в литературе господ ствовала философия индивидуализма,— говорит писатель Г. Березко. — Поэто му в литературе на первый план высту пало изображение индивидуальных геро ев. А ныне у нас век коллективизма, че му должен соответствовать коллектив ны й герой. Писатель К. Симонов исполь зует иную терминологию, но доказывает то ж е самое: ныне роман «судьбы» (т. е. отдельно личности) уступает место рома ну «события» (т. е. истории коллектив ных судеб). Высказывания двух писате лей звучат «заманчиво» и могут кое-кого- запутать. Мы, разумеется, признаем, что дух коллективизма пронизывает отношения людей в эпоху коммунизма. Но мы вы ступаем категорически против противо поставления коллектива — личности, общности судеб нашего народа — инди видуальным судьбам людей. Мы хотим напомнить, что проповедь одного лишь коллективизма ведет к опасности забве ния личности. А место, отводимое лич ности Программой КПСС в коммунисти ческом Завтра, очень велико и заботы о ней столь же велики. Одной из задач партии в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры являет ся: «Всестороннее и гармоническое разви тие человеческой личности. В период пе рехода к коммунизму возрастают воз можности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духов ное богатство, моральную чистоту и фи зическое совершенство». (Подчеркнуто в Программе). Но если все это так, то философская точка зрения Г. Березко и К. Симонова ошибочна. За многие века своего суще ствования философско - эстетическая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2