Сибирские огни, 1962, № 7
шой и сложный путь развития, приобрел такие черты характера, такие признаки и свойства морально-психологического облика, которые не встречались ранее, в досоциалистическую эпоху, или прояв лялись сравнительно редко. Эти черты человека социалистического, коммуни стического типа воспроизвести очень не легко и потому, что они новые, и пото му, что они все время развиваются, и по тому, что они нередко выступают, в си лу скромности их носителей, как явле ния, внешне схожие с теми, что наблюда лись и раньше. Скажем, в царской Рос сии сознательный рабочий также помо гал сотоварищу, и не все видят, что но вое, подлинно коммунистическое раскры вается, скажем, в деятельности Валенти ны Гагановой. Летчик Нестеров — герой и летчик Юрий Гагарин — герой; и вос хищаясь первым в мире космонавтом, мы далеко не всегда отчетливо пред ставляем новые побуждения, вдохновляв шие его в полете. Вполне понятны психологические и иные затруднения, испытываемые на шими писателями в изучении новых про цессов действительности и новых людей. Искренняя и сердечная статья Н. Пого дина «Герой нашего времени» («Изве стия», 12 декабря 1961 г.) полна тревог и волнений, но и полна готовности пре одолеть сопротивление нового материа ла жизни, ввести его в орбиту интере сов и реальных планов современных со ветских писателей. Справедливо высту пая против элементарного понимания творчества художника, которому якобы достаточно взглянуть на реальных геро ев, чтобы успешно перевести их на стра ницы книг, Н. Погодин пишет: «Нам на до зорко смотреть и чутко угадывать все лучшее, что создается, открывать, выдвигать. Тогда уж сам собой в живом соревновании будет виден идеал и сов ременного героя, и современного взгля да на нашу жизнь». Именно в Программе Коммунистиче ской партии Советского Союза получил исчерпывающую характеристику все ус ложняющийся процесс жизни советского общества, процесс развития и обогаще ния человеческой личности. Но в Прог рамме раскрыто и то, что нужно видеть художнику в жизни, сказано как нужно чутко угадывать новое в нашем общест ве: «Формирование нового человека происходит в процессе активного уча стия в строительстве коммунизма, раз вития коммунистических начал в эконо мической и общественной жизни, под воздействием всей системы воспитатель ной работы партии, государства и обще ственных организаций...» Весь этот сложный процесс и призва но воспроизводить, изображать наше ис кусство. Почему это трудно, мы уже ска зали. А почему трудности вполне преодо лимы? Да потому, что в Программе оп ределена сущность совершающегося на наших глазах процесса, точно указаны пути и дороги, ведущие к формированию личности, достойной коммунистического общества, указаны черты и признаки но вого человека. Мало того, Программа да ла художнику верное, безотказное ору жие, с помощью которого он может ус пешно осуществлять свое высокое наз начение — воспитывать человека наше го настоящего и будущего. В самом деле, если писатели прошло го были в более выгодных условиях с точки зрения познания и оценки уже ус тоявшихся явлений действительности, то у них не было партии и государственной власти, которые ориентировали бы их в бурном море общественных отношений, показывали — куда идти, где искать своих героев. Никогда до социалистиче ского строя литературное дело не мыс лилось как общепартийное, общегосудар ственное дело. Коммунистическая партия ' помогает работникам литературы и искусства, не только ориентируя их внимание на но вые объекты творчества с их новыми качествами и признаками; она указывает и средства, с помощью которых можно и нужно решать новые художественные за дачи. Их раскрывает генеральная пер спектива Программы, принятой ХХИ съездом КПСС, перспектива, разверну тая во всю ширь, охватывающая все сто роны духовного развития советского на рода, перспектива, не менее величест венная, чем обоснование технико-эконо мической базы коммунизма: «Партия ставит задачей воспитание всего населе ния в духе научного коммунизма, доби ваясь, чтобы трудящиеся глубоко пони мали ход и перспективы мирового раз вития, правильно разбирались в событи ях внутри страны и на международной арене, сознательно строили жизнь по- коммунистически». Нужно ли напоминать о том, что в числе тружеников советского общества находятся и мастера искусства, что фор мирование научного мировоззрения, т. е. изумительный, никогда ранее не видан ный всемирно-исторический процесс ги гантского обогащения духовной сокро вищницы каждого человека, имеет пря мое и самое близкое отношение к писа телям и артистам, скульпторам и певцам и ко всем другим деятелям в области ис кусства. Очевидно, он касается их в первую очередь: ведь они, сами овладе вая теорией и практикой коммунизма, призваны, как и другие представители идеологического фронта, оправдывать свое назначение учителей жизни, вести за собой людей других профессий. Программа КПСС вручает еще один ключ работникам искусств, чтобы им бы ло легче познавать, философски, полити чески, эстетически осмысливать прошед шее, настоящее и будущее. В Програм ме заключен ответ на вопрос: за какое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2