Сибирские огни, 1962, № 7
•ским; уничтожиться должен строй капи талистический и замениться социалисти ческим; уничтожиться должен строй ми литаризма и замениться разоружением и арбитрацией». К такому утверждению нельзя прийти походя, случайно. Оно звучит торжественно и грозно, как набат огромного колокола. В нем — живая, ярко-красная кровь сердца, в нем итоги семидесятилетних раздумий, разочаро ваний, потерь и открытий, завоеванных противоречиями, страданиями, надежда ми и мечтами. Слова, требующие разрушения, пос леднего в истории человечества эксплуа таторского общества, и слова, провозве щающие приход социализма и комму низма, сказаны исполином мировой ли тературы и, как справедливо отметил Н. Грибачев, не могут не касаться ис кусства и эстетики, ибо вне литературы не было жизни для Л. Толстого, через нее он опосредствовал философские, по литические и этические свои раздумья. И тогда оказывается, что искусство — острейшее общественно-политическое оружие, что при различии, специфично сти способов воздействия на сердца и умы людей, политика и искусство слу жат одной цели — освобождения чело вечества от пут рабства и насилия и ут верждения новых форм общественной жизни. Могут сказать, что в понятия «социа лизм» и «коммунизм» Л. Толстой вно сил свои толкования, что и сами способы свержения капиталистического строя вырисовывались перед ним далеко не с такой ясностью, как перед марксистами. Очевидно, дело обстоит именно так. Но что это меняет в принципиальной поста новке вопроса о мировоззрении худож ника, о его неутолимом стремлении все понять и осмыслить, создавать искусст во, полностью сливающееся с жизнью народа, с теми историческими задачами, которые он ставит и решает? Могучая проповедь Л. Толстым един ства философии, политики и искусства лишь с наибольшей наглядностью и си лой характеризует общий процесс разви тия мировой литературы и искусства. Нет ни одного великого или значитель ного писателя, художника, артиста, ко торый не ставил бы своей целью осве тить ярким светом разума все, что он хотел показать народу. Спрашивается, насколько же возросла и будет все более возрастать дальше ответственность твор цов искусства в социалистическом и коммунистическом обществе за то, что бы образное слово, образ пластический и образ музыкальный, содержали в себе великие богатства мысли, идей, проблем и вопросов, уже накопленных почти по лувековой практикой жизни нового об щественного строя, богатств, все возра стающих и увеличивающихся? Наши читатели очень часто сопостав ляют, сравнивают творчество современ ных советских писателей с классиками «золотого» XIX века русской литерату ры и столь же часто и справедливо дока зывают, что нашим художникам не хва тает того совершенного мастерства, ко торое ослепительным блеском сверкает и искрится в «Евгении Онегине» и «Демо не», в «Хаджи-Мурате» и «Анне Каре ниной», в «Милом друге» и «Мадам Во- вари», в «Дворянском гнезде» и «Пре ступлении и наказании», в поэмах Нек расова и неотразимой сатире Салтыкова- Щедрина и т. д. Это звучит как упрек и упрек спра ведливый, хотя в «Двенадцати» А. Бло ка, в «Жизни Клима Самгина» М. Горь кого, в «Петре Первом» А . Толстого, в поэмах «В. И. Ленин» и «Хорошо» В. Маяковского, в «Тихом Доне» М. Шо лохова и некоторых других произведе ниях советская литература поднялась до высоких классических вершин. Мы не будем оправдывать нашу ли тературу ссылкой на ее молодость, но о том, что она решает и далее будет ре шать задачи более сложные, чем литера тура прошлого, мы обязаны напомнить еще раз, и вовсе не для оправдания ее недостатков, а для того, чтобы призвать наших художников к новым и смелым дерзаниям, к созданию произведении, достойных исключительно высоких эсте тических требований народа. Еще при своем возникновении совет ская литература испытывала затрудне ния, которых не знали художники вто рой половины XIX века. Разумеется, для того, чтобы создать тип Алексея Алек сандровича Каренина, нужен был ге ний Л. Толстого, но прототип литератур ного героя все же ясно вырисовывался в реальной действительности и хорошо был виден даже не писателям. Василий Иванович Чапаев из романа Д. Фурма нова — воспроизведение сложнейшего прототипа, с невероятной быстротой формировавшегося и развивавшегося в первые годы революции. Создать этот образ, схватить черты характера, кото рый даже не существовал до революции, проанализировать его, отбросить ненуж ное, случайное, выдвинуть на ' первый план новое типическое, — это было не только чрезвычайно трудно, это был ли тературный подвиг. А если учесть допол нительные, почти нечеловеческие труд ности и препятствия, стоявшие перед ав тором романа «Как закалялась сталь», то создание такого типа, как Павел Кор чагин, есть трижды подвиг. Трудности, связанные с освоением со ветской литературой новых явлений дей ствительности, не устраняются, а растут. Дело ведь не в том, что новый общест венный строй существует меньше пол века. Иногда в такой срок успевали воз никнуть, развиться и даже увянуть це лые литературные направления. Дело в том, что за это сравнительно короткое время советский человек прошел боль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2