Сибирские огни, 1962, № 7
Л. АБРАМОВИЧ. Мировоззрение и творчество 1 Зарубежные литературоведы и крити ки ведут сейчас ожесточенные споры о том, что такое акт художественного творчества, в каком соотношении нахо дятся талант, вдохновение, мировоззре ние, и, как правило, склоняются к той точке зрения, что талант и интуиция противостоят взглядам художника на мир, что эти взгляды приносят в произ ведение «нарочитую тенденциозность», «убивающую искусство». Кантовский тезис о «чистом» искусстве, искусстве— «бескорыстном наслаждении», теряющем свой запах, цвет и вкус при столкнове нии с «утилитарными» стремлениями писателя, тезис, вульгаризированный современными Декадентами всех мастей и оттенков, является для буржуазной эстетики по существу отправной точкой зрения для оценок произведений искус ства и литературы. В борьбе с противниками материали стической, марксистской эстетики мы будем вновь и вновь утверждать, что мировоззрение писателя не только не скинешь со счетов, но что с каждой но вой ступенью развития человечества сознательное творчество, будет приобре тать все большее и большее значение. В. И. Ленин подвел итоги многовеко вым поискам главных, всеобщих законов эстетики и дал в своей работе «Партий ная организация и партийная литерату ра» краткую и неоспоримую формулу: жить в обществе и быть свободным от его уклада, от его взглядов невозможно. Художник, актриса, писатель не могут быть свободными от . мировоззрения, обусловленного их местом и значением в этом обществе. Оно, это мировоззре ние, может и, как правило, бывает очень сложным; оно может совпадать с глав ным для своего времени направлением философских и политических взглядов, может стоять в оппозиции к ним. Но без определенной точки зрения на мир, на общественные явления прошлого и сов- ременности ни один представитель ис кусства не сможет создать ничего путно го ни в идейном, ни в художественном отношении. Разве М. Горькому удалось бы напра вить развитие русской литературы в новое русло, русло социалистического реализма, если бы он не знал и не при нимал передовой философии своего вре мени, идей Коммунистической партии? Разве смог бы А. Толстой создать нова торский роман «Петр Первый», если бы: он не впитал в себя все лучшее в дости жениях советской исторической науки? И как бы в качестве самой яркой ил люстрации, к ленинскому эстетическому закону в наши дни появился новый, ис ключительно важный документ. Неза долго до XXII съезда КПСС было опуб ликовано одно из высказываний Льва Николаевича Толстого, поразившее нас всех своей силой, прямотой, определен ностью и резкими, далеко'идущими вы водами. Но тот факт, что это высказы вание было использовано в речи поэта Н. Грибачева и стало достоянием всех делегатов съезда, нас уже не удивил. Он был вполне естественным, он имел, прямое отношение к животрепещущим: вопросам литературы и искусства, по" ставленным в речах А. Твардовского, М. Шолохова и других; больше того, он имел прямое отношение к Манифесту коммунизма — Программе КПСС, в том числе к тем ее разделам, где речь идет о человеке недалекого будущего, о его необъятном философском, политическом и эстетическом кругозоре. Л. Толстой сказал: «...существующий: строй жизни подлежит разрушению... уничтожиться должен строй соревнова тельный1 и замениться коммунистиче- 1 В понимании Л. Толстого «строй соревнова тельный» — строй капиталистический, строй, ос нованныб на конкуренции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2