Сибирские огни, 1962, № 7

ресечения железной дороги реки Оби. Известные мостостроители Н. А. Беле- любский и И. Б. Богусловский также поддерживали проект Гарина-Михайлов­ ского. Несмотря на явную целесообразность проекта, Н. Г. Гарину-Михайловскому пришлось затратить много сил, чтобы от­ стоять свой вариант. Томские купцы, местная печать даже после открытия сквозного движения по Сибирской железной дороге не унима­ лись и не переставали упрекать Гарина- Михайловского за его проект проведения железнодорожной магистрали в стороне от Томска. В дневнике он писал: «Заведуя в этом районе участком сибирских изысканий, я навлек на себя тогда гнев томских га­ зет за то, что провел магистраль не через Томск, ограничившись веткой к нему. Но дело в том, ч '10 ветка вышла коро­ че удлинения магистрали, если бы она прошла через Томск... Основное правило идеальной дороги — кратчайшее расстояние и минимальные уклоны...»1 Таким образом, выбор пересечения Оби железной дорогой — заслуга Н. Г. Гарина-Михайловского. Этим он как бы предопределил место возникновения но­ вого города. В память об этой значительной роли Н. Г. Гарина-Михайловского в возникно­ вении города, его имя носит теперь по- сибирски просторная привокзальная пло­ щадь Новосибирска — «ворота» круп­ нейшего индустриального и культурного центра Сибири. 1 Н. Г. Гарин-Михайловский. Из дневника кру­ госветного путешествия. М., 1950, стр. 40. Ia*v- О СТАРИННЫХ РУССКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ В БАРАБЕ Самыми старинными посе­ лениями в Барабе являются Филошенка Венгеровского района и Мангазерка Куй­ бышевского района. Фило­ шенка основана новгородца­ ми в 1418, а Мангазерка — в 1600 годах. В первой половине XVII века русскими заложены села: Низовское (1610), Усть- янцево (1620), Маук (1623). Во второй половине того же столетия появились села: Ст. Карачи (1674), Ново-Гуто- во (1675) и деревни: Осинце- чо (1679), Погорелка (1680). Редкая (1686) и Сергино (1686). В 1700 году построе­ ны села: Зюзя, Мошнино, Чернова, Назарово, Марково и другие. В 1722 г. в Барабе были возведены три укрепления: Каинское (ныне город Куй­ бышев) и Тартасское (теперь село Усть-Тартасс^ое). Под их охраной местность стала быстрее заселяться . Кроме того, возникшие оборонные пункты способствовали бы­ стрейшему развитию гуже­ вых сообщений между Ом­ ском и Колыванью, Тарой и Томском. С развитием горного дела, и особенно медеплавильных и сереброплавильных Колы- ванско-Воскресенских заво­ дов, потребовались и безо­ пасные пути сообщения. Кабинетское управление, ру ­ ководившее заводами, стало принимать меры к заселе­ нию дороги «от Чаусска (Колывани) до Томска и по Барабе ямщиками». С воз­ никновением Сибирского тракта Бараба стала засе­ ляться особенно быстро. В первой половине XVIII века появились села: Кугаши (1726), В. Красноярское, По- кровское (1727), Осиновые колки (1739), Шипицыно (1750). В то ж е время воз­ никло более десятка дере­ вень: Заливина (1724), Мали­ нина (1726), В. Назарова (1727), Ключевая (1727). Великий Сибирский грун­ товый тракт способствовал заселению прилегавшей к нему территории Западной Сибири и Барабы , отстояв­ шей далеко от речных пу­ тей. Правительство стремилось быстро заселить Сибирь р а з ­ ными способами: «прибором в ямские охотники», закреп­ лением здесь ссыльного н а ­ селения, «посадкой отстав­ ных солдат и казачества», переводом государственных крестьян из других мест. Ч асть тр ак та проходила по Ишимской и Барабинской лесостепям и была заселена раскольниками . Степь засе ­ лялась такж е и за c4ef р е ­ крутов. Оседали здесь и «утекленцы» — крестьяне, бежавшие в Сибирь от не­ выносимого гнета. В притрактовую полосу и в Б ар абу приток населения с каждым годом увеличи­ вался. З а 56 лет (с 1761 по 1817 гг.) существования Си­ бирского тракта географиче­ ское размещение крестьян ­ ства Западной Сибири резко изменилось, произошел к о ­ личественный перевес насе ­ ления южных районов над районами северной ее части. Например, в бывшей Том­ ской губернии в 1808 го,ду проживало в притрактовой полосе 23.609 человек, в стороне от тракта 31.080 ч е ­ ловек, а в 1817 году в при- трактовой полосе жило 40.132 человека , в стороне от тр ак т а — 25.871 человек. Эти изменения произошли только за . девять лет. Сибирский тракт имел большое значение в заселе­ нии Барабы . . ; I В. Ласточнии,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2