Сибирские огни, 1962, № 7

прибыл с изыскательской партией в Кри­ вощеково. На правом берегу Оби стоял вековой бор. На том месте, где в наше время вы­ рос Новосибирский вокзал, Гарин-Ми- хайловский встретил небольшую дере­ вушку, населенную выходцами из быв­ шей Вятской губернии. Он назвал ее в дневнике «Новой деревней». На месте, где в настоящее время про­ легают широкие красивые проспекты и улицы, был лес, перемешивающийся кое- где болотами. Так, например, на том мес­ те, где расположен Первомайский сквер и институт инженеров водного транспор­ та, было большое болото, усеянное тыся­ чами кочек и поросшее высоким кдмы- шом. Гарин-Михайловский, размышляя о будущем, писал в дневнике: «...Пока здесь все спит..., но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет еще здесь... новая жизнь»'. В двадцатых числах июня 1891 года изыскательская партия Гарина-Михай­ ловского остановилась в Кривощеково, старинном селении, возникшем в 1735 году. В девяностых годах прошлого века Кривощеково было большим волостным селом, расположенным на самом берегу Оби, там, где в настоящее время стоит блок-пост Мостовой. Рельеф местности в то время был не таким, как сейчас. Жи­ телей в селе было 700 человек2. Кривощековский берег был скали­ стым, здесь выходили наружу граниты, сточенные дождями и ветрами. В народе каменные глыбы и утесы на берегах рек называют «щеками». «Щека» на левом берегу Оби была кривой, отсюда, види­ мо, и произошло название села. До на­ шего времени сохранились каменоломни, вблизи того места, где до строительства железной дороги стояло село. В связи со строительством моста и до­ роги, село было перенесено на то место, где возникла железнодорожная станция. Часть кривощековских крестьян посту­ пила на стройку и переселилась на пра­ вый берег Оби, образовав Кривощеков- скую улицу, сохранившуюся до наших дней. Когда прибыла изыскательная партия в Кривощеково, среди крестьян распро­ странились разные слухи: одни говори­ ли, что будет передел земли, другие уве­ ряли, что возле Кривощеково будут до­ бывать золото, так как в песках на бере­ гу Оби будто бы найдены богатые россы­ пи. Но когда крестьяне узнали, что здесь будут строить железную дорогу, то все удивились и многие не поверили со­ общениям. Богатей заявили:. «Здесь не место железной дороге. Она пойдет по Московскому тракту». 1 Н. Г. Гарин-Михайловский. Из дневника кру­ госветного путешествия. М., 1950, стр. 39. 2 Брокгауз Ф. А. и Эфрон И. А. Энциклопеди­ ческий словарь XVI-а, стр. 740. Первоначально проектировалось про­ вести железнодорожную линию у Колы- вани. Это очень старинное и крупное си бирское поселение. Оно основано в 1713 году и, находясь на пересечении Москов­ ским трактом реки Оби, имело когда-то большое экономическое значение в жиз­ ни Сибири. Царский кабинет, взявший в 1747 го- ДУ У Демидова алтайские заводы, назы вавшиеся Колывано-Воскресенскими, пы тался создать из них отдельную админи стративную единицу — то область, то губернию, причем главный город ее по­ лучал неизменно имя «Колыван» или «Колывань». Со сменой центра области, кочевало и это название:, его носили и Бердск, и Усть-Чаус. Колывань в 1822 году была даже губернским городом. Но позднее город утратил свое значение и с 1895 года стал «заштатным». И вот, казалось, сча­ стье снова улыбается старому городу Известный в это время инженер Меже- нинов запроектировал провести здесь железнодорожную магистраль. Но Гарин-Михайловский признал этот проект несостоятельным. И ширина Оби здесь, и разливы ее весной, и характер берегов — все говорило против Колы вани. Был также проект строительства мо­ ста северо-западнее нынешнего железно дорожного депо, между двумя речками — Первая Ельцовка и Вторая... Предпо лагалось перекинуть мост с правого бе­ рега Оби на остров и с острова на левый- берег. Этот проект также отверг Гарин Михайловский. Здесь весной образовы­ вались большие заторы льда, и железно­ дорожный мост мог превратиться в пло­ тину, вода стала бы затоплять и мост и линию. Кроме того, левый берег бы:: низменным и болотистым, а это требова ло возведения высокой земельной насы пи на десятки километров. Самым подходящим местом для стро­ ительства железнодорожного моста ока залось то место, где могучая река была сжата в тесных каменистых берегах^ или как записал в дневнике Гарин-Михайлов­ ский: «Обь, как говорят крестьяне, в трубе. Другими словами, оба берега ре­ ки и ложе скалисты здесь. И притом это самое узкое место разлива: у Колывани где первоначально предполагалось про­ вести линию, разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен»1. Проект Гарина-Михайловского считал целесообразным и защищал его дирек тор Геологического комитета Александр Петрович Карпинский (впоследствии президент Акчдемии наук СССР), при­ нимавший активное участие в подгото­ вительной комиссии по выбору места пе- 1 Н. Г. Гарин-Михайловский. Из дневника кругосветного путешествия. М.. 1950. стр. 39—40.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2