Сибирские огни, 1962, № 7
МШТШШЙ» Л'. НЕЧ А Е В Н. Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ —ОСНОВАТЕЛЬ НОВОНМКОЛАЕВСКА В «Кратком отчете» осмотра Западно- Сибирской железной дороги, проводив шемся с 22 мая по 5 июня 1895 года, между прочим, отмечено: «в 27 день февраля 1893 года... определено было направление Средне-Сибирской желез ной дороги от перехода Оби у села Кри- вощеково на города Мариинск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск и Ир кутск и разрешено было приступить в том же году к сооружению дороги...»!. Основанием для проекта Обь-Красно- ярского участка Средне-Сибирской же лезной дороги служили изыскания, про изведенные в 1887—1888 и в 1891 — 1892 гг. Первоначальные изыскания 1887— 1988 гг. сделаны были экспедицией под начальством инженера Н. П. Меженино- ва и имели целью составление проекта железной дороги между городами Томск и Иркутск. Изыскания же 1891 —1892 гг. произ ведены под руководством инженера Н. Г. Гарина-Михайловского. Места, в которых проектировалось проведение Сибирской железной дороги, имели на себе отпечаток дореформенной Руси. В письме к жене 19 июня 1891 года Николай Георгиевич писал- «Ну вот, я и в Колывани, осмотрел всю линию, знаю, куда и когда идти, и завтра выступаю (речь идет о переходе в Кривощеково. — К. Н .) . Веду малень кий дневник, который, когда тетрадь за полнится, вышлю тебе... Сибирь можно назвать царством каз ны. Казенный человек — все. Ему и книги в руки, и честь и место: все ос тальное так ч-то-то. Печать казны на всем...». 1 «Труды комиссии» (по ст. 11 12, и 14 ут- вержденной царем инструкции), стр. 2. Хранится в Архиве Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. «Здесь живы порядки Николая I. Вспоминается что-то далекое, смутное, с таким трудом вспоминаемое, что кажет ся другой раз, что просто во сне когда- нибудь видел... Это наружняя, так сказать, Сибирь. Под первой оболочкой просвечивается еще что-то, и видишь — копошится замкнуто вторая Сибирь — коренная, коренные жители купцы-крестьяне. Эти коренные очень гордятся собой, с прене брежением относятся ко всему «расей- скому». Но гордиться-то коренникам, в сущно сти, не из чего. Невежество сплошное, кулачество в страшном ходу, и сила их в невозможной эксплуатации... Мужик с гордостью заявляет, что у них «земля неделеная», т. е. ее столько, что паши кто где хочет. На первый взгляд — благодать, но вникая, видишь другое. Отдувается голь, не сеющая и живущая заработками. Они должны пла тить столько же, сколько и тот, кто сеет. — Так они же не сеют? — А кто им не велит?! — Ты же на его земле сеешь — ты и плати за нее. Если бы она, земля, была деленая — они бы свою часть продали и внесли бы повинности, а ты захватил ее, он за тебя и платит. И все так построено, что от неимуще го и последний кусок отнимается, а иму щему прибавляется. За этой коренной Сибирью идет воль ная бродячая Сибирь: переселенцы, по селенцы и беглые — «бродяжки», как их здесь называют...»1. Такой была Сибирь до постройки Си бирской железной дороги. Именно такой застал ее Гарин-Михайловский, когда 1 ИРЛИ. Рукописный отдел. Архив Н. Г. Гари на-Михайловского. Письмо жене Н. В, Михайлов ской от 19 июня 1891 года. 11. «Сибирские огни» № 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2