Сибирские огни, 1962, № 7
ный период от капитализма к социализ му и есть первый период в развитии ли тературы, который можно ограничить 1917 —1932 годами. В последующие годы принята новая Конституция, закреплявшая успехи по строения социалистического общества, небывало широко развернуто крупное промышленное строительство, выдержан натиск гитлеровского фашизма, пережи то господство культа личности Сталина, нанесшее значительный урон развитию социалистического общества, развитию его культуры, гигантски вырос новый человек в масштабе мировой социали стической системы и обострившейся ан тиколониальной войны в странах Азии, Африки и Латинской Америки, выросли национальные культуры народов СССР и метод социалистического реализма стал господствующим методом искусства эпохи социализма. Как бы ни были слож ны эти годы, они характеризуются глав ным — дальнейшим упрочением социа листической системы хозяйствования, окончательной победой социализма не только в рамках нашей страны. Этот второй период развития литературы я предложил бы ограничить 1933—1956 годами, .так как в литературе именно после XX съезда Коммунистической пар тии начались те новые процессы, кото рые мы все теперь хорошо ощущаем. Но это будет уже третий период в исто рии литературы — период развернутого строительства коммунизма. Предлагают, например, годы Великой Отечественной войны выделить в особый период развития литературы. Конечно, это крупный и значительный период в жизни народа, историк нашего государ ства обязан его выделить. А на каком основании должен обособить эти годы историк искусства и литературы? Надо полагать, на основании того принципи ально нового, что возникло в литерату ре за этот период. А. Синявский главное в литературе военного времени определяет так: оно «заключалось прежде всего в том патри отическом пафосе, которым она была проникнута, в ее народности, проявив шейся и в новых более тесных связях с читательской массой, и в содержании, и в форме художественных произведений. Понятия «Родина» и «народ» неотдели мы от всей жизни и культуры нашего государства, приобрели теперь особый вес и многозначительность» («История русской советской литературы», том 3, изд. Академии наук, 1961, с. 7). Авторы проспекта «Истории совет ской литературы», обосновывая выделе ние этого периода, пишут: «Литератур ное развитие всех братских народов ха рактеризуется в эти годы ростом идей но-художественного единства, общностью тем, проблематики и во многом жанро вой специфики. На первый план выдви гается тема Родины, советского патрио тизма... В национальной форме выра жался тот общепатриотический подъем, которым был охвачен весь советский на род, ставший на защиту социалистиче ского Отечества». Все авторы определений особенностей литературы в годы Отечественной вой ны говорят в первую очередь о «патрио тическом пафосе» литературы, «обще патриотическом подъеме» в ней, о «пат риотическом отношении» писателей к «своему поэтическому делу». Но разве в предвоенные годы, в годы труднейших пятилеток отсутствовал в советской ли тературе патриотический пафос, разве не наблюдался в те годы рост идейно-ху дожественного единства литератур всех братских народов, разве понятия «Роди на» и «народ» не были тогда для совет ских людей достаточно весомы? Суть де ла, вероятно, в том, что литература со циалистического общества в годы войны иначе, чем в предвоенные годы, прояв ляла все свои уже прочно сложившиеся качества, иначе в такой же степени, в какой проявляла она их в первые после военные годы, пока в нашем обще стве не назрели существенные изме нения. Когда в процессе развития социали стического общества понятия партийно сти и народности в искусстве слились,— это было действительно новое, принци пиально важное качество метода социа листического реализма, которое роди лось в предвоенное время, с особенной наглядностью проявилось в годы Оте чественной войны и в послевоенные го ды, несмотря на такой тормоз в разви тии искусства, как культ личности, господствовавший почти четверть века. «В развитии СССР наступил тот исто рический период, когда непосредственно решается задача создания бесклассово го коммунистического общества сво бодных и сознательных тружеников» (Н. Хрущев). Мы стоим на пороге созда ния общенародного государства, в осно вании которого будет лежать общенарод ная собственность. Это будет крупный этап в жизни общества, и нет-никакого сомнения в том, что он породит принци пиально новый период в развитии ис кусства. Приняв такую периодизацию' в исто рии советской литературы, мы избавили бы себя от той мало обоснованной и ме шающей обобщению периодизации, ко торая до сих пор живет, мы действитель но смогли бы проследить развитие ме тода социалистического реализма после победы Октября. Во всяком случае, я предлагаю широ ко обсудить этот не простой вопрос, так как ясно, что принятые в книгах по ис тории, советской литературы периодиза ции и вновь рекомендуемые непоследо вательны и противоречивы. Н. Яновскпй.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2