Сибирские огни, 1962, № 7
«город нашенский» Владивосток осво божден был только в 1922 году). По всей вероятности, эти сложности в определении периодов истории советской литературы и сомнения в правиль ности той или иной уже принятой периодизации и определили тот раз нобой, который ныне, можно сказать, господствует в наших книгах по истории советской литературы. Вот, например, двухтомный «Очерк истории русской со ветской литературы» издания 1954 и 1955 года построен в полном соответст вии с периодизацией, принятой кратким курсом «Истории партии» 1938 года. «История русской советской литерату ры» в трех томах издания 1958—1961 годов предлагает такую периодизацию: 1917—1929 годы; тридцатые годы; пе риод Отечественной войны; послевоен ный период. В первом томе такой же «Истории», изданной Московским уни верситетом в 1958 году, она выглядит несколько иначе: М. Горький; литерату ра периода Октябрьской социалистиче ской революции и гражданской войны (1917— 1920); литература двадцатых го дов; литература тридцатых годов; годы Отечественной войны; послевоенные го ды. Наконец, в проспекте «Истории со ветской литературы» Института миро вой литературы им. М. Горького она опять выглядит по-новому: литература двадцатых годов (включая и начальные годы революции); литература тридца тых годов; литература периода Отече ственной войны; литература конца 40-х — начала 50-х годов; литература на современном этапе. Все авторы этих периодизаций в их основание кладут в общем-то правиль ные принципы. Они стремятся учесть характер и состояние народной жизни и конкретное историческое развитие самой литературы. Чем же объяснить разли чия и противоречия в предлагаемых пе риодизациях? Разумеется, прежде всего нашим быст ротекущим временем. Это понятно по отношению к последним годам развития советской литературы. Ну, а как быть с разноречиями в периодизации ее началь ных лет? Когда литературоведы рабски следо вали за периодизацией краткого курса «Истории партии», то очевидно, что они не учитывали конкретного развития са мой литературы. Когда М. Горький выносится за пре делы советской литературы, то ясно, что в этом случае не учитывается значение самих исторических фактов. Когда такое крупное событие в жизни народа, как интервенция и гражданская война в стране, продолжавшаяся почти пять лет, не признается в,развитии ли тературы периодом, а Великая Отечест венная война, продолжавшаяся четыре года, сохраняется как ее важнейший пе риод, то объяснить это противоречие в предлагаемых периодизациях вряд ли возможно'. Неясности и противоречия такого ро да возникают, видимо, оттого, что не соблюдается единство основополагаю щих принципов; то не учитывается спе цифика искусства, то пренебрегают крупными историческими событиями, определившими в конечном счете путь его дальнейшего развития. Соблюдение этого единства, на мой взгляд,— ключ к научной периодизации истории совет ской литературы. Некоторые литературоведы настаива ют на дробной периодизации. Они, на пример, считают 1920 год — год окон чания гражданской войны — вехой в- развитии литературы. А что, собствен но, изменилось в литературе с оконча нием гражданской войны в 1920 или в 1922 году? Советская литература как была литературой неокрепшей, едва-ед ва становящейся на собственные ноги, так и осталась. Советской литературе еще предстояли бои за то, что мы те перь считаем нашим достижением. Окон чание гражданской войны — крупная ве ха в политической, хозяйственно-эконо мической, но не в области искусства. Белогвардейцы и интервенты были из гнаны с нашей земли, но классовые бит вы продолжались на другом, экономиче ском фронте. И надо думать, что этими битвами за будущее социалистическое общество, за нового, лишенного соб ственничества человека и определяется целый период в развитии искусства. С переходом крестьянства — самого многочисленного класса страны — на со циалистический способ хозяйствования, с ликвидацией кулачества как класса, был решен вопрос «кто кого?». Колос сальные изменения, происшедшие в об ществе с 1917 года, нашли свое отра жение в искусстве. В литературе за это время созданы были классические про изведения, позволившие глубоко осмыс лить пройденный путь и сформулиро вать суть того метода, который искало^ передовое революционное искусство,— метод социалистического реализма. По беды социализма в нашей стране, укреп ление морально-политического единства советского народа, переход интеллиген ции в массе своей на социалистические позиции определили ликвидацию раз личных групп и ассоциаций в литера туре и способствовали созданию едино го Союза писателей. Советская литера тура вступила в новую фазу своего раз вития — она стала литературой социа листического общества. Этот переход- 1 Я разделяю недоумение И. Чернева, который спрашивает наших ученых-историков: когда же закончилась гражданская война? Он справедливо утверждает, что гражданская война продолжалась не три, а целых пять лет —с 1917 по 1922 год. (См. «Литературу и жизнь», 1961, 20 декабря).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2