Сибирские огни, 1962, № 7

«город нашенский» Владивосток осво­ божден был только в 1922 году). По всей вероятности, эти сложности в определении периодов истории советской литературы и сомнения в правиль­ ности той или иной уже принятой периодизации и определили тот раз­ нобой, который ныне, можно сказать, господствует в наших книгах по истории советской литературы. Вот, например, двухтомный «Очерк истории русской со­ ветской литературы» издания 1954 и 1955 года построен в полном соответст­ вии с периодизацией, принятой кратким курсом «Истории партии» 1938 года. «История русской советской литерату­ ры» в трех томах издания 1958—1961 годов предлагает такую периодизацию: 1917—1929 годы; тридцатые годы; пе­ риод Отечественной войны; послевоен­ ный период. В первом томе такой же «Истории», изданной Московским уни­ верситетом в 1958 году, она выглядит несколько иначе: М. Горький; литерату­ ра периода Октябрьской социалистиче­ ской революции и гражданской войны (1917— 1920); литература двадцатых го­ дов; литература тридцатых годов; годы Отечественной войны; послевоенные го­ ды. Наконец, в проспекте «Истории со­ ветской литературы» Института миро­ вой литературы им. М. Горького она опять выглядит по-новому: литература двадцатых годов (включая и начальные годы революции); литература тридца­ тых годов; литература периода Отече­ ственной войны; литература конца 40-х — начала 50-х годов; литература на современном этапе. Все авторы этих периодизаций в их основание кладут в общем-то правиль­ ные принципы. Они стремятся учесть характер и состояние народной жизни и конкретное историческое развитие самой литературы. Чем же объяснить разли­ чия и противоречия в предлагаемых пе­ риодизациях? Разумеется, прежде всего нашим быст­ ротекущим временем. Это понятно по отношению к последним годам развития советской литературы. Ну, а как быть с разноречиями в периодизации ее началь­ ных лет? Когда литературоведы рабски следо­ вали за периодизацией краткого курса «Истории партии», то очевидно, что они не учитывали конкретного развития са­ мой литературы. Когда М. Горький выносится за пре­ делы советской литературы, то ясно, что в этом случае не учитывается значение самих исторических фактов. Когда такое крупное событие в жизни народа, как интервенция и гражданская война в стране, продолжавшаяся почти пять лет, не признается в,развитии ли­ тературы периодом, а Великая Отечест­ венная война, продолжавшаяся четыре года, сохраняется как ее важнейший пе­ риод, то объяснить это противоречие в предлагаемых периодизациях вряд ли возможно'. Неясности и противоречия такого ро­ да возникают, видимо, оттого, что не соблюдается единство основополагаю­ щих принципов; то не учитывается спе­ цифика искусства, то пренебрегают крупными историческими событиями, определившими в конечном счете путь его дальнейшего развития. Соблюдение этого единства, на мой взгляд,— ключ к научной периодизации истории совет­ ской литературы. Некоторые литературоведы настаива­ ют на дробной периодизации. Они, на­ пример, считают 1920 год — год окон­ чания гражданской войны — вехой в- развитии литературы. А что, собствен­ но, изменилось в литературе с оконча­ нием гражданской войны в 1920 или в 1922 году? Советская литература как была литературой неокрепшей, едва-ед­ ва становящейся на собственные ноги, так и осталась. Советской литературе еще предстояли бои за то, что мы те­ перь считаем нашим достижением. Окон­ чание гражданской войны — крупная ве­ ха в политической, хозяйственно-эконо­ мической, но не в области искусства. Белогвардейцы и интервенты были из­ гнаны с нашей земли, но классовые бит­ вы продолжались на другом, экономиче­ ском фронте. И надо думать, что этими битвами за будущее социалистическое общество, за нового, лишенного соб­ ственничества человека и определяется целый период в развитии искусства. С переходом крестьянства — самого многочисленного класса страны — на со­ циалистический способ хозяйствования, с ликвидацией кулачества как класса, был решен вопрос «кто кого?». Колос­ сальные изменения, происшедшие в об­ ществе с 1917 года, нашли свое отра­ жение в искусстве. В литературе за это время созданы были классические про­ изведения, позволившие глубоко осмыс­ лить пройденный путь и сформулиро­ вать суть того метода, который искало^ передовое революционное искусство,— метод социалистического реализма. По­ беды социализма в нашей стране, укреп­ ление морально-политического единства советского народа, переход интеллиген­ ции в массе своей на социалистические позиции определили ликвидацию раз­ личных групп и ассоциаций в литера­ туре и способствовали созданию едино­ го Союза писателей. Советская литера­ тура вступила в новую фазу своего раз­ вития — она стала литературой социа­ листического общества. Этот переход- 1 Я разделяю недоумение И. Чернева, который спрашивает наших ученых-историков: когда же закончилась гражданская война? Он справедливо утверждает, что гражданская война продолжалась не три, а целых пять лет —с 1917 по 1922 год. (См. «Литературу и жизнь», 1961, 20 декабря).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2