Сибирские огни, 1962, № 7
П р о б л ем ы 9 т ы с л и , н р ем л ож еж ш л К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В конце прошлого года в Москве со стоялось обсуждение проспекта «Исто рии советской литературы». Это интерес ное и плодотворное совещание, органи зованное Институтом мировой литерату ры им. М. Горького, затрагивало многие существенные вопросы многонациональ ной советской литературы, но почти со всем обошло вопрос о периодизации — один из принципиальных вопросов вся кой истории. Когда речь идет об истории стран и народов, то естественно, что в основу периодизации кладутся важнейшие, по влиявшие на ход исторического разви тия события. Как же быть с историей литературы и искусства? В значительной степени периодизация такой истории зависит от тех же пово ротных вех в истории народа. В то же время, не всегда отдельные периоды ис торического развития строго совпадают с крупными вехами в области литерату ры и искусства. Так, скажем, метод со циалистического реализма возник задол го до появления советской литературы. Он, как известно, порожден ростом рабо чего революционного движения во всем мире и с особенной силой и ясностью нашел свое выражение в творчестве ве ликого русского писателя М. Горького, причем именно в тот момент, когда центр международного рабочего движения пе реместился в Россию. Искусство, отве чая насущным потребностям времени, как бы определило ход исторических со бытий. Так, собственно, и должно быть с подлинно революционным искусством. Мотивируя свою периодизацию, А. Метченко во «Введении» к «Истории русской советской литературы», (изд. Московского университета, 1958) писал: «Формирование метода социалистическо го реализма (так же, как связь литера туры с крупнейшими поворотными веха ми в истории советского общества) долж но лечь в основу ее исторической пери одизации» (стр. 45). В общей своей по становке это положение верно; все дело в том, как им воспользоваться. Непонят но, например, почему творчество М. Горького в этой «Истории» вынесено за пределы советской литературы и рас сматривается только как ее предыстория? Вероятно, что сколько бы мы ни говори ли о месте и времени возникновения со циалистического реализма, как бы под робно ни ‘прослеживали процесс его фор мирования в творчестве передовых писа телей — начало советской литературы: положено величайшим событием в ходе мировой истории — Октябрьской социа листической революцией 1917 года. Так произошло потому, что власть Советов, социалистическая демократия раскрепо стила народные массы от ига царизма и. капитализма, обеспечила реальную сво боду личности, разрешила, наконец, из вечно мучивший народы национальный: вопрос и тем самым дала мощный тол чок развитию национальной культуры; всех народов Советского Союза. Казалось бы, что это положение бес спорно. Между тем, в предложенной ав торами проекта «Истории советской ли тературы» первый период назван так «Литература двадцатых годов (вклю чая и начальные годы революции)». Со вершенно очевидно, что в таком назва нии не отражено действительное значение Октябрьской революции 1917 года в; развитии национальных литератур Со ветского государства. Кроме того, авторы этой периодиза ции предлагают годы интервенции и гра жданской войны не рассматривать как период в истории нашей литературы. В этом предложении есть своя логика. В самом деле, конкретные даты в области искусства часто бывают приблизительны ми и условными, особенно при слишком: дробной периодизации. Например, лите ратура, выражающая социалистические идеи, не возникла сразу в 1917 году, она лишь приобрела в России, так сказать, все «права гражданства» и вследствие этого, используя уже накопленный опыт мировой литературы, стала интенсивнее,, глубже и шире развиваться. Если это справедливо по отношению к 1917 году, то, вероятно, не менее справедливо и по отношению к году 1920, которым обычно ограничивался в наших «Историях» пе риод интервенции и гражданской войны (хотя, замечу в скобках, известно, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2