Сибирские огни, 1962, № 7

П р о б л ем ы 9 т ы с л и , н р ем л ож еж ш л К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В конце прошлого года в Москве со­ стоялось обсуждение проспекта «Исто­ рии советской литературы». Это интерес­ ное и плодотворное совещание, органи­ зованное Институтом мировой литерату­ ры им. М. Горького, затрагивало многие существенные вопросы многонациональ­ ной советской литературы, но почти со­ всем обошло вопрос о периодизации — один из принципиальных вопросов вся­ кой истории. Когда речь идет об истории стран и народов, то естественно, что в основу периодизации кладутся важнейшие, по­ влиявшие на ход исторического разви­ тия события. Как же быть с историей литературы и искусства? В значительной степени периодизация такой истории зависит от тех же пово­ ротных вех в истории народа. В то же время, не всегда отдельные периоды ис­ торического развития строго совпадают с крупными вехами в области литерату­ ры и искусства. Так, скажем, метод со­ циалистического реализма возник задол­ го до появления советской литературы. Он, как известно, порожден ростом рабо­ чего революционного движения во всем мире и с особенной силой и ясностью нашел свое выражение в творчестве ве­ ликого русского писателя М. Горького, причем именно в тот момент, когда центр международного рабочего движения пе­ реместился в Россию. Искусство, отве­ чая насущным потребностям времени, как бы определило ход исторических со­ бытий. Так, собственно, и должно быть с подлинно революционным искусством. Мотивируя свою периодизацию, А. Метченко во «Введении» к «Истории русской советской литературы», (изд. Московского университета, 1958) писал: «Формирование метода социалистическо­ го реализма (так же, как связь литера­ туры с крупнейшими поворотными веха­ ми в истории советского общества) долж­ но лечь в основу ее исторической пери­ одизации» (стр. 45). В общей своей по­ становке это положение верно; все дело в том, как им воспользоваться. Непонят­ но, например, почему творчество М. Горького в этой «Истории» вынесено за пределы советской литературы и рас­ сматривается только как ее предыстория? Вероятно, что сколько бы мы ни говори­ ли о месте и времени возникновения со­ циалистического реализма, как бы под­ робно ни ‘прослеживали процесс его фор­ мирования в творчестве передовых писа­ телей — начало советской литературы: положено величайшим событием в ходе мировой истории — Октябрьской социа­ листической революцией 1917 года. Так произошло потому, что власть Советов, социалистическая демократия раскрепо­ стила народные массы от ига царизма и. капитализма, обеспечила реальную сво­ боду личности, разрешила, наконец, из­ вечно мучивший народы национальный: вопрос и тем самым дала мощный тол­ чок развитию национальной культуры; всех народов Советского Союза. Казалось бы, что это положение бес­ спорно. Между тем, в предложенной ав торами проекта «Истории советской ли тературы» первый период назван так «Литература двадцатых годов (вклю­ чая и начальные годы революции)». Со­ вершенно очевидно, что в таком назва­ нии не отражено действительное значение Октябрьской революции 1917 года в; развитии национальных литератур Со­ ветского государства. Кроме того, авторы этой периодиза­ ции предлагают годы интервенции и гра­ жданской войны не рассматривать как период в истории нашей литературы. В этом предложении есть своя логика. В самом деле, конкретные даты в области искусства часто бывают приблизительны­ ми и условными, особенно при слишком: дробной периодизации. Например, лите­ ратура, выражающая социалистические идеи, не возникла сразу в 1917 году, она лишь приобрела в России, так сказать, все «права гражданства» и вследствие этого, используя уже накопленный опыт мировой литературы, стала интенсивнее,, глубже и шире развиваться. Если это справедливо по отношению к 1917 году, то, вероятно, не менее справедливо и по отношению к году 1920, которым обычно ограничивался в наших «Историях» пе­ риод интервенции и гражданской войны (хотя, замечу в скобках, известно, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2