Сибирские огни, 1962, № 7

мы для нового искусства. Молодого ху­ дожника захватила атмосфера трудового напряжения и жарких споров об искус­ стве. Он начал делать успехи в работе над картинами, которые, будучи экспо­ нированными на ученической выставке, обратили на себя внимание. Было в этих картинах нечто пробившееся через при­ митивность рисунка и живописи. Барнаульскую студию Чевалков окон­ чил с отличием и получил направление в Московский вуз. Казалось, многолет­ няя мечта Николая Ивановича—получить высшее специальное образование, стать настоящим мастером кисти — исполняет­ ся. Но он, к несчастью, тяжело заболел. Пришлось вернуться в отчий дом, а за­ тем, поправившись, начать преподавание в школе. Здесь он организовал . кружок рисования типа творческой мастерской. После школьной выставки 1925 года Ни­ колай Иванович послал свои картины на выставку группы новониколаевских ху­ дожников. Рисунки и линогравюры Чевалкова чем-то напоминали изображения на ал­ тайских бытовых и культурных предме­ тах. Это было подмечено, возведено в ранг добродетели. Под влиянием особо увлекательных интонаций, которые слы­ шались в голосе «понимающей» публи­ ки, когда она произносила слово «при­ митивный», Чевалков начал с гордостью называть себя примитивистом, хотя всю жизнь стремился к высокому професси­ ональному мастерству, работая над со­ бой, по его собственным словам, «до одурения». Произведения Чевалкова всегда отли­ чались уравновешенностью композиции и хорошим чувством декоративности. Возле егр картин зрители стояли охва­ ченные новой для них светлой грустью. При несовершенстве живописи Чевалко­ ва ее поэтическая философия удивляла, заставляя предполагать в авторе дарова­ ние особенной красоты и силы. Успех выставки в Новониколаевске укрепил в Чевалкове веру в себе. Ху­ дожники говорили о нем. Дом Чевалкова в Улале становился Домом искусства. В нем жили и работали художники, приез­ жающие на Алтай. В 1926 году в Новосибирске организо­ валась общество художников «Новая Сибирь». Н. И. Чевалков стал одним из его членов-учредителей. Год спустя бы­ ла организована первая выставка и соз­ ван первый съезд художников Сибири, на котором, в частности, был поставлен вопрос о создании Сибирской картинной галереи. Комиссия Сибкрайоно отобра­ ла и закупила картины двадцати семи авторов. Среди них было две картины Чевалкова, — «Алтайцы на Телецком озере» и «Весна на Алтае». Картина «Алтайцы на Телецком озе­ ре» находится сейчас в Новосибирской картинной галерее. На ней изображены четыре алтайца на берегу озера. Оно спокойно и молчаливо. Так же спокойны и молчаливы алтайцы. В каждой фигу­ ре, в том, как неподвижно лежит вода, в синеве гор, в спокойных облаках над ними — тишина, полная смысла. На картине нет никакого действия, но что- то важное происходит здесь, иначе зачем столько торжественности... Лирический дар Чевалкова в такой форме, в какой он выразился в картине «Алтайцы на берегу Телецкого озера», был приемлем не надолго. К тридцатым годам изображать Алтай и алтайцев в виде мудрой поэтической загадки стало невозможно. Об этом, очевидно, задумы­ вался сам Н. И. Чевалков. Необходимы были поиски новых форм, новых изобра­ зительных средств. Художник взялся за работу энергично и настойчиво. Без ус­ тали писал портреты, трудился над пей­ зажами, стараясь как можно ближе по­ дойти в этюдах к природе, а потом, ос­ тавив этюды, он делал сотни эскизов, отыскивая способ наиболее яркого отоб­ ражения художественной мысли. Случа­ лось, что художник пробовал символиче­ ские образы одевать в реалистическую орму. Так он сделал картину «Ойрот», громный мускулистый алтаец, с луком, среди гор, должен был выражать собою мощь алтайского народа. «Ойрот» напи­ сан с живой модели, мучительно и труд­ но переработанной для монументального полотна. Разумеется, символические кар­ тины не могли исчерпать всех образов, которыми жил художник. К тому же он, по существу, был создателем лириче­ ских, камерных произведнеий. В 1936 году Н. И. Чевалков задумал написать серию картин «Социалистиче­ ская Ойротия». Трудно сказать, как справился бы художник с этой задачей. Картина «Суд зайсана», например, на­ писанная в то время, выполнена красиво и очень живописно, хотя в ней и не сов­ сем ясно выражена основная идея суда. К сожалению, замысел серии картин не был осуществлен. Отправившись в творческую командировку в Кош-Дгач, художник заболел, перенес операцию, а через несколько месяцев — 10 марта 1937 года умер. Н. И. Чевалков — выходец из Алтая и его живописец, беззаветно любил ис­ кусство, немало сделал для его развития на Алтае и в Сибири.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2