Сибирские огни, 1962, № 7
ка. У нее ничего не сохранилось из ве щей и документов брата. Нет даже фо тографий. — А где можно отыскать произведе ния Чевалкова? — спрашиваю Марию Ивановну. — Помню, брат заказывал большие круглые жестяные коробки с крышкой. Четыре штуки. Возьмет холст, в трубоч ку свернет — туда. «Чтобы не мялись» —говорит. Когда он умер, все у жены Тани осталось. Берегла она картины. Никому до них прикоснуться не давала. Куда она их дела — никто не знает... Примерно то же самое рассказали и племянники — Петр Степанович и Иван Степанович Чевалковы. Но мало-помалу сведения о художнике собирались. В Горно-Алтайском краеведческом музее я увидел пятнадцать новых для меня произведений Чевалкова, статью о нем Н. Брюхова и статью самого художника «Мой путь к искусству», опубликован ную в газете «Красная Ойротия» 1 мая 1936 года. Много интересного сообщил Алексей Алексеевич Лупов. ...Фамилия предков художника не Чевалковы, а Чебелек. Некогда пять братьев из рода мундус пришли в село Улала из Кузнецкого Ала-Тау и стали крестьянствовать. Здесь они и начали произносить свою фамилию на русский лад Чевалковы. Один из этих братьев— дед художника. Отец, Иван Никитич, имел большую семью, состоящую из де вяти детей. Николай Иванович был са мым младшим. Он родился 24 декабря 1892 года. После церковно-приходской школы для сына бедняка был лишь один путь к знаниям — Бийское катехизаторское училище, готовившее учителей для одно классных школ духовной миссии. Свя щенное писание преподавал кандидат богословия, а гражданскую историю и арифметику с начальной геометрией и другие предметы вели студенты духов ных семинарий, настолько малозначи тельными казались эти предметы «ду ховным отцам» алтайской миссии. Учи лище имело общежитие и право наибо лее бедных содержать на казенном обе спечении. В это училище в 1905 году и поступил Николай Иванович. Но учился он плохо, все время с упоением отдава ясь рисованию. А в конце концов наот рез отказался от учебы в катехизатор ском училище. Ему хотелось поступить в учебное заведение, готовящее худож ников. Но такого в Сибири не было. Для поездки в Москву нужны деньги. А где их взять? Благополучие семьи зна чительно ухудшилось — умерла мать, старший брат был репрессирован за ан типравительственные выступления в 1905 году. Конечно, можно стать иконо писцем, хотя бы временно, — Гуркин ведь тоже^ начал с Бийской иконописной мастерской, но, однажды испытав догма тизм религиозного воспитания, Чевалков и слышать не хотел об иконописании. Не темные лики на иконах, а жизнерадост ная природа волновала художника. И он стремился запечатлеть ее на холстах, на бумаге, рисуя всегда и везде, даже в поле, в короткие минуты отдыха, отор вавшись от плуга... Творческая энергия Николая Иванови ча, не ослабевшая за девять лет, повлия ла на отца, понявшего, наконец, что его сын — художник. Он обратился к мит рополиту Макарию с прошением напра вить Н. И. Чевалкова в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Митрополит не был против того, чтобы алтаец стал художником, но опасался, что в училище он забудет бога и тогда никакие силы не сделают его послуш ным сыном церкви. — На что нужны тебе эти бессмыс ленные картинки? —- говорил митропо лит Чевалкову. — Ты поедешь со мной в одной карете, посмотришь Москву, обойдешь лучшие храмы, и тогда я тебя устрою в иконописную мастерскую при Троицко-Сергиевской лавре... Ты про учишься около двух лет, познакомишься с постановкой дела, а я тем временем выстрою в Чемале огромную иконопис ную мастерскую, где потом ты развер нешь миллионные дела... Опять иконопись. Опять угрюмые ли ки. А кругом — цветы и солнце, и в го лубом просторе свободные птицы... В день, когда митрополит проезжал через Улалу, Чевалков ушел в поле, опасаясь, как бы его не увезли насильно. От негодования у митрополита испортил ся аппетит, он не стал обедать у местно го попа и понесся в Бийск. Ослушание Чевалкову даром не про шло. После выговоров попа Сорокина и тяжелых объяснений с судебным следо вателем Протодьяконовым, ему при шлось идти на солдатскую службу. Домой Николай Иванович вернулся в мае 1917 года больным экземой. Не сколько месяцев он лежал в постели и читал книги русских писателей. Перед его глазами образы книжных героев про изведений смешивались с образами жи вописных произведений, перед которыми потрясенный стоял он в музеях Петро града, куда ездил, получив отпуск из во инского лагеря в Вятской губернии. Октябрьская революция застала ху дожника в Улале. Не успели улалинцы ощутить смысл революционных завоева ний, как в Сибирь надвинулась черная туча колчаковщины... Отдаться искусст ву в это время Чевалков не мог... Но вот пришел 1920 год. Колчак разбит. Не существует больше алтайской духовной миссии. От катехизаторского училища осталось одно лишь здание. Только те перь смог Чевалков взяться за каран даш. Он поступил в Барнаульскую худо жественную студию, где, как и во всех художественных школах двадцатых го дов, люди стремились найти новые фор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2