Сибирские огни, 1962, № 7

И с к у с с т в о П. МУРАТОВ, Искусствовед ХУДОЖНИК ЧЕВАЛКОВ Имя этого замечательного алтайского художника всегда будет памятно сиби­ рякам. Правда, мы лишены возможности непосредственного знакомства со многи­ ми его произведениями, часть их в ми­ нуты неудовлетворенности .уничтожил сам Н. И. Чевалков, остальные бесслед­ но исчезли. Остались только графиче­ ские работы, опубликованные в газетах и журналах при жизни художника, да несколько картин и этюдов в музеях Гор­ но-Алтайска, Новосибирска и Омска. Но и они свидетельствуют: в лице Нико­ лая Ивановича Чевалкова искусство Си­ бири имело самобытного и своеобразно­ го мастера кисти. Его произведения раскрывают перед нами неожиданный мир, который мы никогда не увидим в природе — он создан волей художника. Вот изображенные на полотне горы. Но, странно, эти горы будто нарочно столпи­ лись здесь, чтобы мы, отгороженные ими от бесконечного мира, могли спокой­ но думать. Вот облака, но эти облака не торопятся, они словно прислушиваются к нашим мыслям, они наши молчаливые собеседники. Среди картин Чевалкова мы не забы- паем о настоящей природе, но она пред­ стает перед нами в неиспытанном ранее ощущении. Сначала мы удивлены, по­ том покорены, а затем, мысленно бесе­ дуя с художником, начинаем видеть в природе то же самое, что видел и он... Так через активное отношение к при­ роде, художник развивает активность в нас, зрителях. Каким же был художник в жизни? Где и как постигал он многотрудную жи­ вопись? Как сложился его жизненный путь? В поисках ответа на эти вопросы я начал записывать устные воспомина­ ния тех, кто с ним встречался. Вот как выглядел Н. И. Чевалков в воспомина­ ниях одной художницы: «Внешность Николая Ивановича была не художественная: большая голова, нескладное туловище, слабые руки. Впечатление производил болезненное. Но говорил он красиво и всегда очень точно. Слушаешь его и удивляешься: где живет этот человек, в Москве или в глухом алтайском поселке? Откуда у не­ го эти красивые мысли, так хорошо вы­ сказанные?... Жил он в Горно-Алтайске, на берегу речки Улалинки. Маленький домик при­ лепился возле моста. В этом домике ча­ сто останавливались мы, художники Но­ восибирска, когда ездили на Алтай». Теперь этого домика нет. Его снесли, освободив место для каменного здания. Из близких родственников в Горно-Ал­ тайске остались только два племянника и сестра — Мария Ивановна Письмен­ ных, древняя, но довольно бойкая алтай­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2